Опасные предметы: зачем их давать ребенку

Опасные предметы: зачем их давать ребенку

Ты, конечно, знаешь, как пользоваться соковыжималкой и что нельзя засовывать пальцы в розетку. Ты знаешь, что этот мир не так уж прост, что в нем опасно и как это обойти. Ты также знаешь, что без условно-опасных вещей не обойтись, а потому нужно уметь ими пользоваться. Все эти знания не были даны тебе изначально, ты в курсе? Теперь твой ребенок пришел в этот мир и знает о нем совсем мало и твоя главная задача - рассказать, показать, направить, помочь и научить его учиться и познавать окружающий мир самому. Конечно же, без опасности для себя и окружающих.

Сенсорному развитию ребенка посвящены тысячи научных статей и книг, поскольку именно от взаимодействия ребенка с миром через взрослых и далее - самостоятельно, зависит его полноценное развитие. Это основа для: интеллектуального развития, развития воображения, упорядочивание информации, полученной из внешнего мира, влияет на развитие памяти и внимания, готовит к реальностям жизни.

Сделай жизненное пространство ребенка (дом) безопасным. При этом - не перегни палку, ведь не будешь его всю жизнь в комнате с мягкими стенами держать :)

С первых дней жизни ребенок познает окружающий его мир по звукам и запаху. Обретя хоть какую-то возможность самостоятельно передвигаться, ребенок начинает тянуть все в рот, пытается укусить или порвать, бросить на пол – изучая реакцию предмета - разобьется или подпрыгнет, мнет, толкает и так далее. Так начинается его взаимодействие с опасными и условно-опасными предметами, и уже с этого возраста нужно учить ребенка ими пользоваться.

Одни дети более любопытны и за ними, что говорится, нужен глаз да глаз. Другие – усидчивы и довольствуются предложенными игрушками, не пытаясь разузнать, что там за хрупкие, блестящие штучки на верхней полке. Но и с теми, и с другими детьми нужно изучать предметы и их свойства, не запрещая трогать что-либо помимо его игрушек, но и не позволяя брать все, что в голову взбредет.

Опасные предметы: зачем их давать ребенку - изображение №1

Итак, как же приучить ребенка с детства разделять предметы на «опасные» и «безопасные», пользоваться ими без вреда для здоровья? Рассказывает наш эксперт, детский психолог центра «Город счастливых детей», Наталия Пашко:

«В детстве познание мира происходит в тесном взаимодействии со взрослым, и если родитель всегда отвечает на запрос ребенка, даже будучи подростком, самостоятельным взрослым человеком, он прежде спросит, позвонит родителям (специалистам, знакомым врачам, опытным старшим и т.п.) если столкнется с чем-то неизвестным и условно-опасным.

Когда ребенок отделяется от мамы, ползает, пытается ходить, он впервые пробует предметы на вкус, тактильно. Взрослый, взаимодействуя с ребенком, объясняет, что есть безопасные и опасные предметы. И ребенок учится и познает, ориентируясь на взрослого, его эмоции*, понимает, что во внешнем мире не все безопасно. Когда ребенок маленький, ему сложно ощутить опасность – это опыт тактильный. Роль родителей – предоставить ему этот опыт без опасности, используя специальные игрушки, пластиковые модели реальных предметов, картинки, книжки».

*Например: реакция мамы, ее обеспокоенный тон, оклик и т.п. свидетельствует о том, что в обращении конкретно с этим предметом или в данной конкретной ситуации заключена определенная опасность.

«С возрастом ребенок начинает понимать причинно-следственную связь: если уколоться иголкой, будет больно, если порезаться – пойдет кровь, если полезть к включенной плите, можно обжечься. От 3,5 до 4 лет ребенок начинает учиться пользоваться предметами: родитель вместе с ребенком учится использовать ножницы, нож, вилку. Когда дети изучают профессиональные категории, им становится интересно делать то, что делают родители: как папа копается в машине, или как мама готовит еду. В этом случае нельзя лишать ребенка возможности получить этот опыт: проиграйтесь в кухню, нарежьте вместе овощи для салата, дайте подержать разводной ключ или покажите, как устроен двигатель, рассказывая, что горячо и можно обжечься. Во время этих игр важно поддерживать самостоятельность его действий, не критиковать. Ассортимент предметов, которыми будет манипулировать ребенок, будет постоянно расширятся, а значит родителям придется постоянно исполнять роль инструкторов по использованию того или иного предмета (та же роль отводится в будущем преподавателям в детском саду и школе).

Ребенок должен понимать, что есть вещи, которые используется строго по предназначению: нож только для резки, молоток только для папы :) Если речь идет о химических препаратах, медикаментах и тому подобных вещах – их, несомненно, нужно держать вне доступа детей. Например, даже подросткам не стоит самостоятельно лезть в аптечку за лекарством от кашля без предварительного звонка родителям».

Как видишь, исключительно «опасными» или «безопасными» сами по себе предметы не бывают: все зависит от возраста ребенка и его осведомленности о свойствах предмета и его назначении, а эти знания и навыки закладываются в самом раннем возрасте.