Терапевтические игры для детей: развиваем находчивость и смекалку

Автор
Терапевтические игры для детей: развиваем находчивость и смекалку

Для ребенка игра — дело серьез­ное, поэтому и относиться к ней надо соответству­ющим образом. Как естественный способ выражения "я", ук­репления уверенности в себе игра будит актив­ность ребенка, его инициативу и самостоятель­ность, развивает умение владеть эмоциями и при­нимать решения.

Ребенок, включаясь в игру, переступа­ет порог застенчивости и страха. Подража­ние в игре любимым героям, бесстрашным летчи­кам, морякам помогает побороть страх и испуг. Играйте с детками и помогайте им развиваться, воспитывайте в них внимание, находчивость и смекалку.

Игра - Кто первый

В игре "Кто первый" в середине комнаты ставятся два стула, между ними остается проход, через который может пролезть на четвереньках только один человек. Руки участников находятся на стартовой линии, после сигнала, можно начинать дви­жение, причем ползком. Ползти нужно до стуль­ев, между ними и, обогнув один из них, вернуться обратно, прикоснувшись рукой к стене или мячу. Кто первый это сделает, тот и выиграет. В игре участвуют минимум трое: родители и ребенок. Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться, учитывая воз­раст участников.

Дающий старт может делать несколько обманных движе­ний, тем самым усиливая напряжение участников игры. Кроме того, он может встать сзади них, и звук будет раздаваться прямо над головами сорев­нующихся (только очень важно заранее предупредить). В игре внезапный звук побуждает к быстрому при­нятию решения и незамедлительному действию, а не к оцепенению и страху.

Подража­ние в игре любимым героям, бесстрашным летчи­кам, морякам помогает побороть страх и испуг

С 2-летнего возраста эта игра проводится не только для снятия страха неожиданного воздействия, но и для трени­ровки процессов внимания и торможения.

С 4 лет игра усложняется. Ведущий игры сообщает, что движение начинается только после произнесения определенного слова. Например, ползти можно только после слова "лягушка", а если будет произ­несено "крокодил", "бегемот", "лошадь", то нужно оставаться на месте.

С 6 лет в качестве пуско­вых, или стартовых, слов применяются не одно, а два слова, например лягушка — крокодил (из жи­вотных), красный — синий (из цветов), стул — стол (из мебели), 5-7 (из цифр) и т. д.

С 10 лет воз­можны сочетания и трех слов. Тот, кто загадывает слова, находится в более выгодном положении, чем остальные участники, так как, произнеся нужное, ключевое слово или сочетание слов, может быстрее всех или, во всяком случае, первым начать движение. Если это ребенок, то взрослые могут "пробук­совывать" какое-то время, давая тем самым ему фо­ру. Именно сам факт ползания, а не ходьбы, напол­няет игру юмором и смехом.

Игра - Быст­рые ответы

Игра "Быст­рые ответы" для детей от 5 лет. Она не только снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах, но и раз­вивает сообразительность, находчивость, смекал­ку. Игровое пространство заранее разделяется предметами на небольшие квадраты, по одну сто­рону которых находится ведущий, а по другую — стоящие рядом остальные участники.

Терапевтические игры для детей: развиваем находчивость и смекалку - изображение №1

Ведущий, вначале взрослый, задает поочередно каждому по­сильные для его возраста вопросы и ждет ответа в течение произносимого вслух счета: 1-2-3. Огра­ничение времени создает стрессовую ситуацию, поскольку после счета 3 ответ признается недей­ствительным. Вопросы носят доступный возрасту и шутливый характер, часто с "подковыркой", и на них можно отвечать "по-детски" или как пола­гается.

Например, мальчика 6 лет спрашивают: "Как называется страна, где живут самые высокие люди?" Оптимальным будет ответ: "Великания". Или: "Где живут самые маленькие люди?" — "В Лилипутии". Если ответа нет, он задержался или "не тот", то вопрос адресуется рядом стоящему до получения правильного отве­та.

Вопросы могут быть на любую тему, и умение их быстро придумывать, как и чередовать темы, как нельзя лучше развивает спонтанное мышление и творческую фантазию всех участников.

Образцы вопросов и ответов (в скобках). У детей: "Почему лягушки скачут? (ноги длин­ные)"; "Почему крокодил зеленый? (живет в боло­те)"; "Почему мороженое холодное? (из холодиль­ника)"; "Почему птички поют? (весело)"; "Почему земля круглая? (такая получилась)"; "Почему все кончается на "у" (потому)" и т. д. У взрослых: "Почему лампочка светит? (электричество)".

Во всех играх необходимо создать такие условия, что­бы ребенок мог обязательно выиграть, если не в первый раз, то во второй или в третий. Успех сре­ди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в себя и стать более сильным перед ли­цом воображаемой или реальной опасности.

Автор: детский психолог Елена Макаренко