О детском тайм-менеджменте, которого нет: психолог рассказывает почему жесткий график вредит ребенку

Автор

Почему плотный график ребенка, постоянная гонка и стресс вредят его развитию и здоровью, рассказывает психолог Инга Кузнецова.

Сейчас пошла новая фишка, связанная со взрослыми понятиями и амбициями, которые мы пытаемся нацепить на наших детей: успех, лидерство...

Дети выглядят в них приблизительно, как маленькая девочка в маминых туфлях.

Один из таких взрослых словесных гаджетов- «тайм-менеджмент».

Сразу оговорюсь, что да, ко мне на консультацию приходят родители, которые жалуются на то, что дети не чувствуют времени, не умеют заставить себя сесть и выучить уроки, отвлекаются, «2 строчки написал-и в окно смотрит».

Со всем этим можно и нужно работать индивидуально, развивая у ребенка чувство времени, волевые качества, умение планировать какое-то дело и доводить до конца.

В остальном же, день ребенка ни в коем случае не должен быть жестко заорганизован.

Одна из причин - в том, что у ребенка должно быть много свободного времени, чтобы узнавать этот мир и себя.

Эти движения поисковой активности и любознательности всегда спонтанны, они не подвержены тайм-менеджменту.

В средних классах я жила в достаточно плотном графике: две тренировки в день, учеба в английской спецшколе (на отлично, меньше мои родители не предполагали).

Они тоже, не зная этого, были адептами вредоносной психологии детского успеха.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что жизнь - это то, что случалось со мной в промежутке между всем этим:

  • «бесполезные» разговоры с подругой Олесей по пути домой (который по всем канонам тайм-менеджмента должен был длиться 15 минут, но затягивался на час);
  • мои собственные стихи, которые возникали посреди выполнения урока по алгебре (так не должно быть, чего ты в потолок смотришь???);
  • анкеты для друзей, которые мы заполняли, пытаясь понять и узнать, кто мы (а нужно идти спать!!!).

Все это возникало спонтанно, оно не вписывалось ни в какие расписания, но было самым ценным, что и создало меня.

Слава Богу, жизнь тогда была не такой насыщенной, и все-таки время было...

У наших детей времени практически нет.

Они проводят до 3-4 часов дня время в школе, потом идут к репетиторам, потом на секции.

«Все можно успеть, если рационально спланировать время». Хочется спросить, а где здесь сами дети? Где свобода, которая как раз и есть условием развития ребенка.

Интерес к жизни, спонтанную детскую активность нельзя спланировать, ее нельзя втиснуть в расписание с 17.15 до 17.45. Но именно она и есть жизнь и именно она будет тем фундаментом, на котором будет развиваться личность ребенка, его призвание и его активная жизненная позиция.

Стресс и усталость от постоянной гонки по расписанию, наоборот, тормозят развитие мозга.

Помните, глобально наши дети все успеют: окончить школу, институт, обзавестись семьей, пойти на работу.

И даже успеют развить все профессиональные качества и навыки.

Для этого есть целая жизнь.

Только детьми они могут не успеть побыть.

Пусть «детство» всегда будет главным и единственным пунктом их тайм-менеджмента.

Источники

Психолог Инга Кузнецова, статья " О детском тайм-менеджменте, которого нет" https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2348750781904449&id=100003086497715