Кнут или пряник: наказывать ли своего ребенка?
- Автор
- Дата публикации
Один из самых частых вопросов, которые родители задают, приходя на консультацию к психологу — можно ли наказывать своего ребенка. Аргументы «за», как правило, одни и те же: не слушается, не хочет учиться, не ест кашу, и еще много различных «не...»
То есть, родители, как правило, хотят такого «удобного ребенка»: где посадил - там и сидит, никому не мешает, все требования родителей выполняет сразу, не задает много вопросов, часами играет самостоятельно в игрушки... Эдакая смесь симптомов аутизма и имбицильности... Да-да, товарищи родители, если все вышеописанное присутствует в поведении вашего ребенка, то это не повод для гордости, а повод немедленного обращения к психиатру.
Ибо детям — психически здоровым детям — свойственно бегать, прыгать, задавать вопросы и не любить манную кашу с комочками. Нормальные младшие школьники, в массе своей, не желают учиться, делать уроки и ходить на музыку. И не потому, что современное поколение такое безответсвенное.
Просто, ребенок 7-13 лет еще не в состоянии просчитывать отдаленные последствия своих поступков, для него временная перспектива заканчивается ближайшими выходными. И мамины слова: «Учись хорошо, иначе будешь дворником», - пустая фраза, лишенная смысла. Дворником? Ну и что? Причем тут учеба? Не поступлю в институт? Будет трудно обеспечивать семью?
Как-нибудь, прилетит друг волшебник в голубом вертолете... Или стану самым сильным и мне деньги и так дадут. Почему дадут? А потому. Потому что гладиолус. И винить в такой позиции детей невозможно. Тем более, за это нельзя наказывать, ведь это особенность функционирования детской психики.
Но сейчас в большом количестве появились, как говорят между собой психологи, «тревожные идеальные мамы». Это, как правило, женщины с невысокой самооценкой, зависимые от чужого мнения, и бессознательно рассматривающие ребенка, как продолжение себя.
Это не мой ребенок умеет играть на фортепиано, это я умею играть. Это не мой ребенок знает 3 языка, это я, которая хотела учиться на филолога, а поступила в арбузолитейный институт, испугавшись конкурса, знаю 3 языка.
Воплощение собственной нереализованной мечты в детях, ориентирование на социум, высокая тревожность - как бы чего не случилось, как бы ребенок выдержал напряженный график — вот вам и почва, на которой пышным цветом расцветает детский невроз. А если вы еще удобряете почву наказаниями, угрозами, подавлением воли, то в придачу к неврозам полУчите еще и психосаматику в виде астмы, нейродермита и бог знает еще чего.
Конечно, без наказания воспитание невозможно. Но наказание должно менять поведение. Если этого не происходит, то это ваша вина, как родителя. Вы должны не просто объяснить, почему так поступать не надо, но и показать, как поступать правильно.
Например, трехлетний ребенок нарисовал на обоях. «На обоях рисовать нельзя», - строго сказал папа. И все? Папа, а где можно? Все рассказы про то, как трудно клеить обои, ребенок не понимает в силу возраста. В альбомах рисовать надоело, малышу тоже, как вождям КПСС, иногда хочется масштабности. А папа просто запретил, но не предложил альтернативы.
Конечно, он получит рисунок на обоях во второй раз. Ребенку будет казаться, что эта клякса, похожая на цветок, стену очень даже украшает. И почему папа орет и хватается за ремень, ему непонятно. Чего папа добьется? Уверенности собственного чада в том, что все его начинанания бесполезны, не вызывают восторга, что творить — себе дороже. А если это был единичный случай сурового наказания, то ребенок получит еще и глубокую травму, с которой потом поработает психоаналитик, но без гарантии успеха.
Что нужно было сделать папе? Взять рулон старых обоев, прикрепить на стену обратной стороной, и попросить рисовать только на нем, хотя рисунок на обоях, конечно, хорош. А еще лучше съездить в IKEA и купить рулон бумаги, который крепится на специальной вертикальной подставке. И цветные карандаши.
Так что запомните первую заповедь:
Наказание должно изменять поведение, и, запрещая делать ребенку что-то неправильное, покажите ему, что значит в вашем понимании «делать правильно».
Второе. Решите уже для себя вопрос: вы хотите воспитать послушного или успешного, психически здорового ребенка? Если вам милее первый вариант, то подавляйте волю — как раз получите полную апатичность в характере и боязнь проявлять иннициативу. Ничего, что на пенсии у вас не будет опоры, зато в период поздней юности у вас нет никаких хлопот, ребенок делает все, что вы от него требуете.
Правда, есть вероятность, что он будет скрыто вам противодействовать или переносить свой гнев на других и мучить, к примеру, беззащитных животных. Ну, да и бог с ними, зато вам спокойно, не так ли? Ударить и подавить всегда проще, чем объяснить. Эмоционально включиться так тяжело, да и времени (денег, сил — у каждого свои оправдания) у вас совершенно нет.
Продолжение - о правилах воспитания психически здорового и успешного ребенка. Взаимопонимания!
Автор: Пономаренко Анастасия, практикующий психолог