Как выбрать правильный метод воспитания ребенка
- Автор
- Дата публикации
- Автор
На что обращать внимание при воспитании ребенка? Психолог подскажет, как помочь ему вырасти успешным и уверенным в себе.
Этой статьей я начинаю новый цикл материалов, посвященных детской психологии и психологии мамы. Я - детский психолог, Дарья Селиванова. Вот уже как больше 7 лет я занимаюсь частной практикой и работаю с детьми. Сейчас достаточно много литературы по детской психологии. Я сама написала уже больше 100 статей:-)
Однако при этом в работе я часто сталкиваюсь с растерянностью многих мам, которые не знают, какой метод и подход выбрать, где нужно сочувствие и терпение, а где дисциплина и твердость. Эту статью я хочу посветить тому, как сориентироваться в воспитании малыша, к чему стоит прислушаться.
На днях я проводила консультацию с одной семьей. Я хорошо знаю маму, Машу (имя изменено), она была у меня в школе для родителей. У нее 2-е детей и замечательный муж. С их старшим сыном они зашли в тупик. Он наотрез отказывался учиться. Маша уже знает все книжки по детской психологии вдоль и поперек, однако в данной ситуации все ее знания не могут помочь ей найти выход.
Нет плохих или хороших мам. Как и детей, собственно. Есть просто не совсем подходящая линия воспитания и, следовательно, не совсем гармоничные отношения
В какой-то момент консультации я поймала себя на мысли, что данной женщине очень тяжело осознавать, что она бессильна и не может справиться с ситуацией. Что поиск линии проведения с ребенком настолько не простое и не быстрое занятие, что порой вызывает отчаяние даже у самых прогрессивных и начитанных мам.
Отчаяние также может быть связано еще и с тем, что близкие люди могут критиковать Ваши нововведения в воспитательном процессе. Особенно тяжело, когда бабушки и дедушки поучают и "добавляют масла в огонь".
Я поняла, что в данный момент времени помощь и поддержка нужна скорее Маше, чем самому малышу. Фактически, мама тоже сейчас потеряла интерес к учебе (ведь материнство в какой-то мере это тоже процесс обучения - обучение быть хорошей мамой). Потеряла она его из-за того, что она не знает, как лучше и правильнее вести себя с ребенком. Она потеряла свой собственный интерес, точно также как и ее сын школьник.
Это же, в свою очередь, натолкнуло меня на мысль, что дети часто показывают своим поведением то, что происходит в нашей, взрослой жизни. Если задуматься, что происходит с тобой в этой ситуации, то возможно сможешь лучше понять своего ребенка. Маша чувствовала бессилие и тревогу. Ее сын чувствовал то же самое. Новая программа, строгие требования. А ему, также как и Маше, было важно хорошо справляться с задачей, которая перед ним стоит. Маша растерялась и отказалась пробовать что-то другое. И сын отказался учиться, пробовать исправить сложившуюся ситуацию.
Для выбора адекватной линии воспитания чаще всего недостаточно просто прочитать литературу. Книги - это отличный материал для размышлений. Возьмем, к примеру, чудесную технику активного слушания, описанную Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Напомню, что ее смысл состоит в проговаривании ребенку его чувств. Ее цель - показать ребенку, что Вы его слышите, понимаете. Фактически, выразить свое СОпереживание, СОчувствие. Это действительно зачастую именно то, чего не хватает родителям в общении с детьми.
Однако, на мой взгляд, эта техника хорошо подходит для решения не всех проблем. К примеру, вы собираетесь с малышом гулять. Вы уже оделись, а Ваш малыш нехотя собирается, постоянно на что-то отвлекаясь. Вы понимаете, что его отвлечения никак не связаны с тем, что он не может физически сам одеться. Возможно, Вы уже несколько раз проговорили ему, чтобы он одевался, а он, в свою очередь, делает вид, что не слышит Вас или же начинает капризничать.
В такой ситуации, на мой взгляд, не совсем правильно использовать эту технику и проговорить малышу его чувства.
Давайте рассмотрим, что происходит на самом деле. Вы проговариваете малышу то, что от него требуется сделать, а он Вас не слушает. Вы ждете, а он продолжает заниматься своими делами. Из этого можно сделать вывод, что данная мелкая ситуация является на самом деле проверкой, кто в вашей паре является лидером на данный момент. Лидер тот, кто принимает решения, а ведомый - тот, кто им следует. Фактически, в этой ситуации лидером является ребенок, так как он в итоге определяет, когда идти гулять. Поэтому задача родителя в конкретный момент времени - помочь малышу сделать то, чего от него просят. А, значит, не ждать и не просить по многу раз.
После первой же просьбы проследить, чтобы малыш Вас услышал и начал делать то, что Вы просили. Если Вы в данный момент делаете что-то другое, этим Вы даете малышу право в дальнейшем также не замечать Ваши просьбы. И тогда проблемы просто нарастают, как снежный ком.
Для подбора адекватной линии воспитания, на мой взгляд, необходимо умение осознавать, что сейчас происходит между вами и вашим ребенком. Поэтому иногда так необходим взгляд со стороны, если самой не получается выйти из замкнутого круга.
Главное, о чем стоит помнить: если линия поведения, которую вы выбрали, на данный момент не приносит ожидаемых результатов, значит что-то не в порядке с линией. А не с ребенком:) И уж точно с не с Вами:)
Напоследок хочу еще добавить, что нет плохих или хороших мам. Как и детей, собственно. Есть просто не совсем подходящая линия воспитания и, следовательно, не совсем гармоничные отношения. Но в этом никто не виноват. Просто стоит поискать что-то другое:) Как часто родительские страхи мешают увидеть это. А ведь нужно просто посмотреть на ситуацию со стороны. Так страшно бывает маме даже допустить мысль, что она делает что-то не так. Хотя эта мысль все равно есть, просто она не осознается. Ее можно заметить по ноющему чувству вины, которое пробивается на поверхность, стоит маме остаться наедине с самой собой.
Дорогие мамы, если Вам удастся заменить поиск виноватых в сложностях с малышом на поиск новой, более удобной и подходящей вашей семье линии воспитания, то это уже половина успеха.
Хорошая мама - это не та, которая не допускает ошибок. Хорошая мама - это та, которая умеет иногда посмеяться над своими ошибками и сделать правильные выводы:)