Родителям будущих школьников: 5 вещей, о которых мы забываем

Автор
Родителям будущих школьников: 5 вещей, о которых мы забываем

1 сентября позади, но если малыш еще не пошел в школу, у вас есть время для того, чтоб сделать много важных психологических инвестиций в будущих первоклассников.

Конечно, речь не идет о том, чтобы сейчас же засесть за учебники и книжки и восполнять образовательные пробелы. И многое из того, о чем мы сейчас расскажем, вы знаете, но мы, все же, рискнем напомнить.

Мы поговорим о другом.

1. Об инициации

В нашей модели культуры нет такого обряда, который посвящал бы ребенка в новый возраст, и значит – четко очерчивал бы границы нового этапа развития, формировал его задачи и цели. Напомню, что посвящение во что-то называется инициацией. Условно можно назвать инициацией прощальный утренник в детском саду. Но лишь условно, т к, прощаясь с важным отрезком своей жизни – дошкольным детством - ребенок не получает взамен четкого представления о том, какая жизнь ожидает его впереди, и, главное, в чем её качественное отличие от прежней.

А ведь подобные обряды, как ни странно, существовали в нашем советском прошлом.

Молодое поколение родителей, возможно, этого и не застало. Так, прием в октябрята знаменовал собой вступление в младший школьный возраст. Торжественное посвящение в пионеры — переход в среднюю школу. А вступление в комсомол было вступлением в юность.

И все это - красиво, торжественно, как истинный праздник. Меня, например, удостоили высокой чести вступления в пионеры на Малой земле, в городе – герое Новороссийске, расположенном на Черном море (я жила и училась тогда в России). Представьте, море , площадь у обелиска павшим воинам, барабанная дробь и торжественные слова клятвы.

Вы можете что-нибудь подобное увидеть или пережить сейчас? Увы, нет.

Переход к важным этапам взросления происходит буднично и вяло.

Возможно, прежнее культурное и социальное наследие когда-нибудь снова станет частью нашей общественной жизни. Но за это время наши малыши успеют повзрослеть.

Не утратить торжественную и почти мистическую ценность важных этапов развития вашего ребенка поможет семейная инициация, или праздник посвящения в школьники.

Устройте настоящий праздник для малыша, пригласите друзей, организуйте сладкий стол. Ребенок услышит поздравления, получит полезные подарки для новой школьной жизни, прочувствует атмосферу радости и праздника — и все это создаст новый психологический маркер перехода, соединив взросление с эмоциями радости и счастья.

2. Об адекватном отношении к школе

Все родители знают, что необходимо формировать положительный образ школы (хотя не все это делают).Но и здесь важно не переборщить. Школьная жизнь связана с большим количеством самоограничений, в школе много запретов, и если ориентировать ребенка только на праздник и эйфорию, то скорее всего, его постигнет жестокое разочарование в первые же недели учебы.

Первоклассник пришел домой из школы и заявил, что никогда больше туда не вернется.

Но почему? — удивились родители.

- Мало того , что я не умею читать и писать , так еще и разговаривать нельзя. И учительница попалась безграмотная. Сама ничего не знает , а нас спрашивает: как пишется буква а, сколько будет 1+1. Не пойду!

3. Об инструкциях и правилах

Многие родители считают необходимым навыком для дошкольника умение писать и считать. Но все же, основное умение, которое необходимо формировать у ребенка — это способность работать по образцу или шаблону.

Одно из психологических измерений при приеме в школу- копирование бессмысленных слов. Если ребенок копирует, воспроизводит близко к оригиналу (даже при отсутствии умения писать) – это благоприятный фактор школьной зрелости.

Потребность в выполнении инструкций и правил – природная. Во-первых, она даёт ребенку ощущение безопасности. Во-вторых, без неё невозможен был бы сам процесс научения.

Но, к сожалению, эта потребность буквально истребляется новомодными стратегиями воспитания, когда ребенку вообще не предъявляется никаких запретов, «ему все можно, потому что он - личность». Но личностью становятся в результате социального научения. А как научить, если нет никаких правил?

Предлагаю уже сегодня подумать над созданием некоторых семейных правил (если по каким-то причинам они не созданы были раньше). Например, убирать за собой игрушки, застилать постель… Все это пригодится во время школьной жизни, когда привычка к соблюдению правил будет структурировать время для работы и отдыха. Кроме того, правила ненавязчиво и неконфликтно создают ситуации преодоления, в которых ребенок выполняет то, чего требуют обстоятельства (а не его желания), содействуют развитию воли.

А воля – это тот познавательный процесс, который склеивает, цементирует учебную деятельность школьника.

Действительно, в первом классе ребенок попадает в среду, где многого нельзя. Нельзя разговаривать во время урока и бурно выражать свои эмоции, самостоятельно покидать рабочее место и т. д. Привыкший к выполнению правил ребенок легко примет и школьные правила. Если же он рос в «мягкой вате» и умело манипулировал взрослыми, избегая всяких самоограничений, то школьные правила могут стать для него фактором стресса и разочарования в школе.

Правила полезно записать на стикерах и расклеить по комнате. Желательно, чтобы существовали правила и для взрослых членов семьи.

Родителям будущих школьников: 5 вещей, о которых мы забываем - изображение №1

4. О культе учителя

Некоторых молодых родителей умиляет вольное и не всегда корректное обращение ребенка к взрослым, в том числе – и к ним самим. В этом видят свободное проявление чувств и основу лидерского поведения.

На самом деле на такое поведение должен быть наложен категорический запрет, особенно – если речь идет о школе и об учителях.

Важно объяснить ребенку, что такое субординация, как следует обращаться к учителю, как реагировать на похвалу, а также замечания и критику.

В 1-м классе культ учителя – весьма позитивное явление, поскольку он формирует школьную мотивацию. Школьные знания ценны для первоклассника настолько, насколько ценен в его глазах носитель знаний.

5. О талисманах

Вы будете на правильном пути, если вручите своему ребенку некий школьный оберег, который будет помогать ему в школе. Скажите малышу, что он будет привлекать к нему новых друзей, придавать уверенности на уроках и т. д. Конечно, зачастую сила таких талисманов связана с эффектом плацебо. Но нам-то какая разница! Главное, чтобы он работал. А он работает, поскольку с талисманом связаны родительские программы, ориентирующие на успех.

Успешного освоения новых горизонтов!

Автор: психолог высшей категории Зарема Джандар

По материалам портала о детях www.lolakids.com.ua