Развиваем слух: полезные игры и веселые уроки

Автор
Развиваем слух: полезные игры и веселые уроки

Такое привычное свойство нашего организма как слух, начинает развиваться у малыша еще в период его пребывания в животе у мамы. Кроха слышит ее сердцебиение, шум крови, двигающейся по сосудам, громкие звуки внешнего мира, наши голоса, музыку.

Когда ребенок появляется на свет, количество звуков, достигающих его ушек, увеличивается во много раз. Однако пока он не может их различать, так как его слуховое внимание не развито.

Этому крохе придется научиться в ближайшее время, а задача родителей – помочь малышу. Как организовать процесс правильно и что для этого нужно, мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.

Развиваем фонематический слух

За процесс разделения шума на звуки и их идентефикацию в организме человека отвечает фонематический слух. Умение различать звуки в дальнейшем станут основой для понимания ребенком сказанного, правильного восприятия услышанного.

В первую очередь новорожденный учится различать звуки, которые слышит чаще всего. Так, именно благодаря знакомому звуку материнского сердцебиения, малыш успокаивается у груди.

Следующим из его достижений будет выделение маминого голоса, изучение его интонации. На основании именно этого умения у малыша развивается комплекс оживления, когда в ответ на голос (и появление) взрослого, особенно мамы, кроха на секунду замирает, а затем начинает активно улыбаться, шевелиться и агукать.

Врач-педиатр Мария Савинова рассказывает: «Комплекс оживления чаще всего возникает у новорожденного в конце первого – начале второго месяца жизни. Его отсутствие должно насторожить родителей. Это может быть признаком задержки психического развития ребенка или проблем со слухом».

Следующая ступенька развития – понимание собственного имени. Ведь именно по имени мы чаще всего обращаемся к нашему любимому крохе. Именно частое использование знакомого слова позволяет крохе быстро его запомнить.

Вы любите колыбельные? Именно раскачиваясь в такт материнского напева, малыш познает чувство ритма и взаимосвязи мелодии и слов.

Наша мама-форумчанка change рассказывает: «Уверена, что хорошо развитый слух - это раннее развитие речи. Мой младший идеально слышит и повторяет музыку и в год и четыре уже говорит такие сложные слова как апельсинка, арбуз, бык, точно имитирует всех животных. Во время беременности я много читала вслух. разговаривала с ребенком, ходила на концерты, в театры. слушала музыку дома и на работе. А еще у нас очень общительная семья - мы все время разговариваем друг с другом. Поэтому и малыш получился такой - говорливый».

Почему важно развивать фонематический слух? Именно с его помощью малыш сможет понимать речь, общаться, научится чтению и письму, а в дальнейшем – освоит иностранный язык.

Развиваем слух: полезные игры и веселые уроки

Как понять, что фонематический слух вашего ребенка развивается нормально? Если к концу первого года жизни кроха распознает часто употребляемые им слова, а на втором, не смотря на то, что его речь весьма далека от совершенства, может различить все звуки родного языка – все идет по плану.

Есть проблемы и вопросы? В логопедии и нейропсихологии для развития фонематического слуха применяются специальные упражнения, а мы же попробуем развивать малыша с помощью игры.

Игры, которые помогают

Прятки. Возьмите погремушку, колокольчик или маракас. Попросите малыша закрыть глаза, а сами встаньте недалеко от него и тихонько звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами показать направление. Потом открыть глаза и проверить себя. По мере роста ребенка, когда он уже будет ориентироваться в пространстве, задачу можно усложнить. Малыш, не поворачиваясь, должен ответить на вопрос «Где звенит? Слева, справа, спереди, сзади, внизу, вверху?»

Что внутри? Возьмите 4 емкости, например непрозрачные пластиковые бутылки. В одну поместите пуговицы, в другую камешки, в треть – горох, в четвертую манку. Использовать можно разные наполнители, все, что найдется у вас дома: скрепки, гречку, орешки и т.д. Дайте ребенку емкости в руки. Его задача: не открывая емкости на слух определить, что у них внутри.

Узнаем звуки. Старайтесь акцентировать восприятие малыша на различных звуках. Запоминайте, как звучит ваш дверной звонок, обращайте внимание, как тикают часы, какой звук издает вода из крана, как стучит ложка в стакане, когда вы размешиваете сахар. Важно, чтобы ребенок научился узнавать окружающие его звуки с закрытыми глазами (или из другой комнаты). Начинайте с одного звука, постепенно увеличивая их количество. Хорошо, если к трем годам малыш сможет оперировать 7-10 звуками, удерживая их в памяти.

Говорящая палочка. Это упражнение одновременно сложное и простое. Возьмите любую палочку – деревянную или пластиковую, и стучите ею по всем предметам, находящимся в доме. Ребенку важно понять разницу между звучанием стула и дивана, двери и умывальника. Главное стучать нужно так, чтобы вещи не пострадали :-). Простучав несколько предметов, попросите кроху закрыть глаза и угадать звук на слух. Малыш угадал что звучало? Теперь ваша очередь выступать в роли испытуемого. Дайте палочку крохе и погрузитесь в мир звуков. Отгадывайте и ошибайтесь – малыш с радостью вас поправит.

Нужное слово. Многие мамы часто используют этот прием, даже не подозревая, насколько он важен в развитии фонематического слуха. Читая знакомые стихи или сказки, иногда делайте паузу, чтобы малыш мог сам закончить знакомое предложение. Например, читая Чуковского, малыш отлично сможет потренировать и память и слух.

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- …...

- Откуда?

- От …...

- Что вам надо?

- …...

Знакомый голос. На любой доступный электронный носитель запишите голоса родных и знакомых и обязательно – голос малыша. Послушайте запись вместе. Мы, взрослые, чаще всего уже знаем, что наш голос в записи воспринимается совсем не так, как в реальной жизни, а для крохи это будет удивительным открытием, ведь он же еще ни разу не слышал себя вот так, со стороны.

Заменялки. Возьмите любые детские картинки с изображениями различных предметов, размером минимум 5 х 5 см. Называйте ребенку предмет, изображенный на картинке, но не просто, а заменив какую-то букву. Например, не «кошка», а «мошка», «корка», «гошка». Задание первого уровня – ребенок должен назвать предмет правильно. Задание второго уровня: внесите в ряд с неправильными словами верное и ребенок, услышав его, должен хлопнуть в ладоши.

Развиваем слух: полезные игры и веселые уроки

Музыкальные инструменты. Кроме музыкального, музыка отлично развивает и фонематический слух. Поэтому запаситесь различными песенками, ксилофонами, барабанами, дудочками, гитарами и синтезаторами и устраивайте домашние концерты. Помимо развития слуха такие занятия помогут ребенку раскрыться и научат выражать свои эмоции.

Основным этапом в развитии фонематического слуха ребенка остаются, конечно, беседы с любимой мамочкой.

Озвучивайте свои действия, отвечайте на вопросы малыша и уже скоро он обрадует вас своими успехами!

Воспитание ребенка до года: основные этапы развития

Слышит ли тебя малыш: как проверить слух у ребенка?