Новые методики раннего развития
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Екатерина АНИЩЕНКО
Еще каких-то лет пять назад словосочетание «раннее развитие» было самым обсуждаемым на страницах журналов и всемирной паутины. Сегодня страсти поутихли, «новые» методики стали почти классическими, зато возникли другие – новейшие. О них и поговорим.
Конечно же, все новое – это хорошо забытое старое, как ни крути, и кардинально новых методик пока еще не придумали, но все же… Условно можно их разделить на «творческие» – развитие творческих способностей – знакомство с живописью, природой, музыкой; «интеллектуальные» – развивающие в первую очередь интеллект, логику и мышление; а также «образно-эмоциональные» – развивающие образное и творческое мышление. Возможно, какая-то из них вас заинтересует. Итак, обзор.
1. Образно-эмоциональные
Методика «добрые сказки» Скребцовой-Лопатиной
Что заставит ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, чувствовать? Конечно, сказка! Она способна сделать то, чего не сделает обычное внушение или принуждение – подумать и сделать выводы самому. Авторы методики Мария Скребцова и Александра Лопатина предлагают маленьким читателям свои рассказы, сказки, стихи с заданиями и вопросами – как повод для размышлений о смысле жизни, честности, доброжелательности, добре и зле, к ним прилагаются «творческие задания» и вопросы. Уникальность этой методики в том, что она апеллирует к самостоятельному осмысливанию малышом прочитанного. (www.dobrieskazki.ru).
Система эйдетики: память без границ
"Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эта методика, собственно, древняя как мир, но вспомнили о ней относительно недавно. Эйдетика учит мыслить образами, обучает освобождать свою память от ненужной информации и т.д. Например, легко "оживлять" цифры и с удовольствием с ними общаться. Двойка может быть зеленой лягушкой, а тройка – вороной, которая летит, четверка – сломанный стул, он скрипит, и из него торчит пружина. Применяя подобные образы, дети легко запоминают большое количество цифр и с удовольствием занимаются математикой. Точно так же они способны запомнить очень длинные ряды слов, даже не связанных друг с другом по смыслу.
2. Творческие
«Художники в памперсах» Гмошинской
Эта методика, созданная врачом-педиатром, кандидатом медицинских наук Марией Гмошинской. Малышу расстилают на полу большой ватман (или кусок обоев), дают "съедобные" краски (желательно акварельные) и предоставляют свободу творчества. Подходящие цвета для начала – красный, желтый, синий и оранжевый. Малышей это занятие очень увлекает – они рисуют ладошками, пальчиками, и даже пяточками! А затем на такой «фон» можно наклеить зверюшек или геометрические фигуры. Можно рисовать вместе – рельсы, лесенку, треугольники, круги, овалы (при этом называть, что появляется на бумаге и какой цвет используется).
«Впитывание музыки» Виноградова
Музыковед, педагог Лев Виноградов предлагает давать прослушивать малышам с младенчества отрывки хорошей музыки разных жанров (лучше классической), которые, кстати, на «ура» воспринимают и понимают маленькие детки, ведь тонкие вибрации классики и любая гармоничная музыка так близки их психологической природе. При этом можно рассказать малышу историю-сказку в связи с этим произведением или стих (Например, у Чайковского во «Временах года», где каждое произведение посвящено одному месяцу, к каждому есть четверостишие). Благодаря таким музыкальным «занятиям» у малыша формируется эмоциональная чуткость, развивается воображение.
3. Интеллектуальные
Развивающие игры Воскобовича
Инженер-физик Вячеслав Воскобович предлагает игры, развивающие логику, мышление, пространственную ориентацию, мелкую моторику, сенсорику, творческие способности, опробованные им на собственных детях и дополненные «методическими сказками», стимулирующими интерес малыша к игре: взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Например, игра «Геоконт» для малышей – это не просто доска с гвоздиками и резинка (зацепляя которую за гвоздики, можно делать контуры различных геометрических фигур), а занимательная сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» об их путешествиях между «серебряными гвоздиками» с «паутинкой». Очень популярен и «Игровой квадрат» («Квадрат Воскобовича», «Складушки», «Цветовые часы», «Шнур-затейник» и др.
Логические блоки Дьенеша
Система венгерского педагога Золтана Дьенеша пока не так популярна, как Монтессори или Никитиных, но заслуживает внимания. Логические игры в его книжках-пособиях способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, памяти. Хотя сами игры довольно просты. Например, игра "Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру); "Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме); "Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы, или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Более сложный вариант: «Найди такие же, как предлагаемая фигура», по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
***
Какую бы методику вы не выбрали, узнать ее плюсы и минусы вы сможете только после того, как ребенок подрастет. Но самый верный путь – брать из каждой то, что ближе вам и малышу. А еще, конечно же, ПРОСТО ЕГО ЛЮБИТЬ! Удачи вам, любви и терпения!
Полная версия – в журнале Мир семьи, апрель 2010