Развитие мелкой моторики рук (по методике Монтессори)

Автор

Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Мария Мотессори видела в каждом ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. Она подчеркивала, что в центре внимания любого педагога должен находиться ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом сами материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.

А сейчас предлагаем вашему вниманию «Царство мелкой моторики», главными героями в котором являются кубики, бантики, бусинки, коробочки, баночки и пр. Эти идеи вы можете использовать в повседневных играх с вашим малышом.

Помните, что ребенок любит повторения и прекращает занятия тогда, когда его потребность удовлетворена. При этом, он в равной мере тренирует свою моторику и сенсорику.

Водичка – водичка!

Нам понадобится: поднос, мерный стакан с отметкой уровня воды, сосуд с большим (маленьким) отверстием, можно шире или уже мерного стакана (больше или меньше мерного стакана), банки различных объемов, тряпка.

Цель игры: обратить внимание на различные объемы сосудов.

В игре малыш развивает мелкую моторику рук, координацию движений, понятие «много-мало».

Подкрасьте воду пищевой краской. Налейте воду в мерный стакан до отметки. Мерный стакан и сосуд поставьте рядом друг с другом, чтобы было видно, на каком уровне вода в одном из сосудов. Покажите ребенку, как переливать воду. Если сосуд больше мерного стакана, то вода его не заполнит полностью. Если меньше, вода не поместится в сосуд и т.д. Показывая, как вы переливаете воду из мерного стак

ана в сосуд, важно научить ребенка понимать, что не все сосуды бывают одинаковыми.

В заключение упражнение можно варьировать, взяв большее число сосудов или сосуд с другими свойствами, например, с маленьким отверстием.

Застегиваем и растегиваем!

В этой развивающей игре нам понадобятся «рамочки» с застежками. Их можно купить, а можно сделать самому.

Цель этой игры: развитие мелкой моторики рук и координации движений. Помощь в приобретении самостоятельности.

Нам необходима деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которой пришиты различные замочки: тесемки, пуговицы, кнопки, молнии, крючки и петли, застежки из ремешков …

Показываем ребенку, как завязать бантик, или застегнуть пуговицу, втянуть шнурочек.

Завязывание банта - очень сложное действие. Вам придется повторить это упражнение много раз, прежде чем малыш его освоит. Когда у малыша получилось застег

нуть все застежки и завязать бантики на рамке, можно попробовать завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка.

Строим башню!

Нам необходимы кубики разных размеров.

Прямая цель игры: формирование понятий "большой" - "маленький", большой - больше - самый большой, маленький - меньше - самый маленький, самый большой - самый маленький.

Эта игра развивает мелкую моторику рук, координацию движений и умение упорядочивать предметы.

Вы можете играть в детской комнате на ковре, но желательно, чтобы ковер отличался по цвету от кубиков.

Мама берет одной рукой самый большой куб и ставит его перед ребенком, затем берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый.

Обычно, малыши берут самый большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни.

Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем руками провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз. После этого ребенку становится понятной закономерность изменения величин.

Башню разбирают и малыш сможет самостоятельно повторить это занятие.

Эти же кубики можно выстраивать на полу: большой – самый маленький, самый маленький – большой.

Коробочки и прищепки

Нам необходимы коробочки разных размеров и цветов, а так же прищепки разного цвета, желательно с объектами, например, животными.

Цель – научить малыша сортировать предметы по размер и цвету.

Эта игра развивает мелкую моторику рук, координацию движений и умение упорядочивать предметы.

Показываем малышу 3-5 коробочек разного цвета: желтую, красную, синюю, зеленую, оранжевую… Рассказываем «сказку» о замечательных друзьях, которые любят жить в коробочках только своего цвета. Например, солнышко на синей прищепке любит домик синего цвета. Мама размещает солнышко на место. Ребенок наблюдает и пробует выполнять сортировку самостоятельно.

Кроме того, коробочки можно сортировать по размеру и по цвету. Их можно вкладывать друг в

друга.

Развиваем осязание!

Нам необходимы парные прямоугольные картонные поверхности с различными сенсорными поверхностями. Для этой цели можно использовать бумагу разной текстуры, наждачную бумагу с разным размером крошки, наклеенные на поверхность бисер, кружева, материал и пр…

Прямая цель:

разви

тие осязания, сортировка, узнать различные качества шершавых поверхностей.

Эта игра развивает мелкую моторику рук.

Играть можно и с закрытыми глазами. Пытаться на ощупь определить похожие материалы и сортировать парами.

Для нетренированного ребенка число пар можно уменьшить. Это упражнение малыш делает с открытыми глазами очень быстро, так как каждая пара отличается от другой также по цвету.

Подчеркивайте так же понятия: крупный - мелкий, крупный - крупнее - самый крупный, мелкий - мельче - самый мелкий.

Пошумим!

Нам необходимы парные коробочки, с одинаковым содержимым. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Так образом у нас будет 12 коробочек, пары которых будут содержать наполнители с различными звуками: тихий – громкий.

Прямая цель нашей игры - развивать восприятие разных звуков.

Наша игра развивает мелкую моторику рук, слуховую память, готовит к восприятию музыки

.

Мама берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения. При повторении малыш может закрыть глаза и послушать шум.

Через поочередное сотрясение малыш сравнивает коробочки между собой. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом.

Яркие бусины

Нам необходимы крупные разноцветные бусины, или разноцветные камешки. Чайная ложка, тарелки.

Прямая цель нашей игры - развивать восприятие разных цветов и размеров. Учиться сортировать объекты.

Наша игра развивает мелкую моторику рук, развивает понятие размера и цвета.

Внимание! Будьте осторожны с мелкими объектами для детей до 3 лет.

Мама смешивает бусины или камешки (разных цветов или размеров) в одной тарелке.

Цель нашей игры – рассортировать бусины по цветам, по разным тарелкам с помощью чайной ложки.

Желаем вам веселых уроков с малышом!