Малыш ищет себе занятие

Беляева Татьяна Юрьевна

На самом деле это глобальнейший из вопросов существования – чем себя занять? Как найти своё дело? Как найти хоть какое-нибудь мало-мальски интересное занятие? Как тратить время, отпущенное нам жизнью, на что-то, от чего бы ты получал удовольствие?

Поиск начинается в глубоком детстве. Вы замечали, что как только малыш не занят, он начинает хныкать? Если, конечно, он не хочет есть или спать. Парадокс в том, что принятие пищи и сон – это тоже занятия. Природа подумала за нас, что нам делать в ночные часы и между делом днём. Заметьте, «между делом». Или между бездельем.

Когда человек ест, он успокаивается. И не только потому, что утоляет голод. А ещё и потому, что поглощение пищи – это работа, занятие: у человека задействованы руки, голова, рот, зубы, язык, органы пищеварительного тракта. Ритмичные движения зубами и языком вводят человека в мини-транс, во время принятия пищи его мысли раскладываются по полочкам, его нервы успокаиваются. Вы наблюдали за детьми? Когда пища им нравится, они начинают раскачиваться, а некоторые даже петь во время еды. Некоторые люди так привыкают успокаиваться во время еды, что переедают, потому что в конечном итоге едят не для того, чтобы утолить голод, а для того, чтобы успокоиться.

Недавно я обнаружила одну интересную связь: английские слова “busy” и “business” – однокоренные! Мы обычно переводим слово “busy” как «занят». Значит, если дословно перевести слово “business”, получится «занятость».

Глобально дело не в результате бизнеса, который измеряется деньгами, а в процессе, в наличии занятости. Если ты занят, и занят регулярно, ты счастлив. Я подозреваю, что закоренелые бизнесмены не отдыхают не потому, что им мало денег. Они просто не могут быть не занятыми – жизнь теряет смысл. Есть такое выражение «Хочется выть от скуки». Это не что иное, как проблема незанятости.

А теперь ближе к делу. Когда меня больше всего затрагивает глобальная проблема человеческой незанятости? Когда хнычет мой 10-месячный ребёнок. Когда ему скучно, и он хнычет, и тянет меня за руку с непонятным желанием «пойти туда, не знаю, куда, найти то, не знаю, что».

И вот, мы ищем. Ищем занятия. Вернее, он ищет. А я его поддерживаю, и тем самым занимаю себя.

Ищет людей, чтобы пообщаться. Идёт к папе в комнату, будит или отвлекает его, трогает его за нос, щёки, щетину, улыбается, кривляется, хлопает ладошкой по волосам и по щекам. Заползает на спящего старшего братика, издаёт звуки бешеного восторга, трогает пальцами его уши и веки.

Ищет животных, чтобы пообщаться. Подзывает к себе нашу собаку, теребит её уши, гладит шерсть, дёргает за лапы и хвост, издаёт звуки, похожие на лай, чихание и рычание, берёт бублик и полностью скармливает его вечно голодному животному.

Ищет предметы, чтобы изучить их свойства. Снисходительно открывает рот для принятия каши, сидя на кухонном столе, и вытаскивает из сушки ложки, вилки, складывает их в кастрюли, закрывает кастрюли крышками. Находит заготовленную мамой коробочку с мелочами разной формы и фактуры: кусочек мочалки для мытья посуды, крышечка от клея-карандаша, крышка от бутылки с Бонаквой, спички, фольга от зелёного чая, крышка-колечко от соски, - с неимоверным усердием, сопровождаемым хрюканьем, достаёт эти безделушки из коробочки, обсасывает-обгладывает и складывает обратно или опять же распределяет по кастрюлям. Достаёт щётку для мытья бутылочек и возит ею по кастрюле. Находит тряпку для вытирания стола – и возит ею по столу. Находит коробку со спичками и трясёт ею, слушая, как тарахтят спички. Находит мялку для картофельного пюре и пытается попасть ею в чашку. Находит маленькую ложку и пытается вытащить чаинки из чашки с недопитым чаем. Опускает руку в мойку, находит там тарелку с остатками каши, щупает и мнёт остатки каши, и развозит их по тарелке.

Слушает звуки, чтобы повторить. Стоя на подоконнике застеклённого балкона, смотрит на улицу и повторяет всё, что случается в мире звуков – заводится машина, шумит ветер, шелестят листья на ветках, плачет ребёнок, каркает ворона, кашляет дедушка, стучит об стенку мячик, капает дождь, гремит гром, воркует голубь, чирикает воробей, лает собака.

Ищет события, чтобы отразить. Качаются ветки – машет рукой, веет ветер – дует, открывается крышка – щёлкает губами, идёт лошадка – щёлкает языком, идёт кошечка – зовёт «кс-кс-кс», звонит телефон – прикладывает руку к уху, игрушка падает на пол – заглядывает под стол и тоненьким голоском спрашивает «где?», а потом разводит руками и поднимает ладошки - «нету!» Кипит вода – булькает, мама размешивает кашу – делает круговые движения рукой, мама открывает коробочку с чаем – интенсивно вдыхает воздух, будто нюхает.

Ищет углы, чтобы обследовать. Балкон – ползает на четвереньках и примеряется к велосипеду старшего брата. Раздвижной шкаф – разговаривает с зеркалом и залазит на нижнюю полку. Туалет – накрывает крышкой унитаз, орудует щёткой для чистки унитаза, пытается орудовать шваброй и веником, раскручивает туалетную бумагу. Напольная швейная машина – нажимает на железную педаль и крутит колесо. Ванная – открывает-закрывает дверцы шкафчика и стиральной машины. Нижнее отделение плиты – открывает дверцу, пытается достать старинную пароварку. Угловая вешалка – снимает с нижней полочки обувь, достаёт из подставок ёмкости для мокрых зонтиков.

Ищет воду, чтобы поплескаться. Ищет не только в ванной. Находит собачью кружку с водой, переворачивает, плещется. Находит чашку с остатками чая, переворачивает, развозит по полу, хлопает ладошкой. Находит рычажок на унитазе, дёргает, слушает шум воды. Тут плескаться уже мама не разрешает. Находит бутылочку с компотом старшего брата, капает на пол, на кровать, развозит рукой. На улице садится возле лужи и хлопает по ней ладошкой, а потом набирает в руку мокрую землю, то есть, грязь, и разминает её.

Какая прелесть! Как талантливо решает маленький человечек проблему незанятости! Он интересуется всем, что вокруг! Он всё исследует!

Интерес и тяга к исследованию – как сохранить их в зрелом возрасте? Как не расплескать, а если расплескал, как обрести их снова?

Будьте как дети, следуйте за ними, дайте им себя увлечь. Чем мы заняты, когда мы говорим «Я занят!»? Погружённые во взрослые мысли, знаем ли мы, чем отличается наощупь каштан от грецкого ореха? Можем ли на первый взгляд отличить кота от кошки? Можем ли мы по звонку в дверь угадать, кто к нам пришёл?

Самое странное, что дети достаточно быстро теряют интерес к тому, что происходит вокруг. Взрослые пытаются увлечь их своими идеями, и очень быстро центр внимания детей перемещается из настоящего в будущее: «Когда я стану большим», «Когда я пойду в школу»…

Я смотрю на малыша и думаю: «Научи меня ощущать полноту жизни…»