Детский лепет: этапы развития речи у детей

Детский лепет: этапы развития речи у детей

Для каждого родителя его ребенок самый умный, красивый, а периодами вообще вундеркинд. Но иногда, хвастаясь первыми успехами чада, можно узнать, что дочь соседки Кати, например, начала говорить еще в 7-8 месяцев, тогда как твой малыш произнес первое слово уже после года. Тогда мамы начинают активно пытаться научить или «выудить» из ребенка как можно больше слов, чтобы тот стал самым умным во дворе. Но зачастую, развитие речи не зависит от уровня IQ и, уж тем более, от настойчивости родителей. Дети могут сами решить, когда произнести первое слово. Но в этом им важно грамотно помогать.

Специалисты утверждают, что прямой связи между подражанием родительским словам и активной речью нет. Но этот навык развивать необходимо. И тогда вы не заметите, как малыш начнет говорить непереставая.

1. В 8-10 месяцев ребенок начинает повторять некоторые слова, сказанные рядом с ним. Обычно еще на протяжении полугода дети обходятся фразами, состоящими из одного-двух слов.

2. На протяжении трех месяцев после первого дня рождения, 1-1,3 года, общение малышей больше напоминает «детский лепет». Они в основном говорят то, что понимают только сами (иногда это удается и родителям). Дитё может рассказывать целые монологи, высказывания его бурные и очень окрашены эмоционально.

3. Следующий «квартал» второго года жизни малыша характеризуется уже более понятными высказываниями. В то же время родители уже не смогут наслаждаться развернутыми фразами своего чада. Понимая, что разборчивая речь требует определенных усилий, дети говорят значительно меньше. Зачастую их фразы состоят из одного слова. Причем одно и то же выражение может нести разную смысловую и эмоциональную нагрузку. Например, слово «мама» говорится как в то время, когда ребенок её ищет, так и тогда, когда он хочет её позвать или просто видит перед собой.

4. Уже позже, в 1,5 года, реплики становятся более многословными. В это время у малыша развивается связь между предметами, действиями и словесными обозначениями. Это становится понятно ребенку, но в активной речи он может допускать великое множество ошибок. Поэтому больше всего в таком возрасте дети выражают свои мысли в действиях. И такой тип общения для малышей тоже очень важен. Ведь постепенно слова «встань», «ляг» обретут для него не только выражение движения, но он сможет сформировать свой собственный ассоциативный ряд. И чем больше новых озвученных движений, тем обширнее станет словарный запас вашего чада. Таким образом, чтобы вызвать у ребенка понимание какого-то предмета, он должен осмыслить движение к этому самому предмету. И именно такое восприятие речи влияет на развитие детей.

5. С 1 года 9 месяцев и начинается возраст «почемучек». В лексиконе появляется очень много вопросительных конструкций. Это как раз свидетельствует о хорошем развитии речи у малышей и об их познавательной активности.

6. Весь следующий год у ребенка проходит в активном развитии речи. В этом возрасте малыши уже могут распознавать ошибки в словах своих сверстников. И в это время их очень важно поправлять, повторяя предложение уже без ошибки, но не заставлять малышей говорить вслед за вами. Сейчас детям очень интересны картинки, поэтому родителям стоит уделять особое внимание их обсуждению, совместному рассматриванию изображений вместе с ребенком.

Традиционно к концу третьего года жизни личный словарик малыша состоит из 800-1300 слов. Тогда как на первом году жизни он осваивает максимум 10, а второй год пополняет его словарный запас на 300-400 слов.

Это лишь приблизительные этапы развития речи у малышей. У каждого этот «график» индивидуальный. Причем девочки в этом плане опережают мальчиков. Поэтому для ребенка очень важно общение в коллективе с его маленькими сверстниками: ясли и садики только подтолкнут ваше чадо к освоению разговорных просторов.