Музыкальное развитие детей
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Сегодня многие родители проявляют большой интерес к широким возможностям раннего музыкального развития ребенка. Когда можно начать знакомство ребенка с музыкой? Как выбрать музыкальные игры и упражнения? В этой статье вы можете найти ответы на эти вопросы.
РАННЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Развитие музыкальных способностей детей в первые годы жизни имеет большое значение. Чем раньше вы начнете работать над развитием музыкальных способностей ребенка, тем лучше будут результаты. У малышей особенно повышена чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и к музыке. К наиболее «чувствительным» периодам относится возраст от 1,5 до 3 лет. Самое главное, - пробудить в ребенку интерес к музыке. Ведь малыш познает окружающий мир с помощью органов чувств. И общее умственное развитие ребенка, связанное с этим периодом, в первую очередь ассоциируется с развитием органов чувств, среди которых слух занимает одно из важных мест.
Среди различных средств воздействия на чувства ребенка, наиболее эффективным признано музыкальное искусство. Даже в момент, когда ребенок находится в утробе матери, он уже способен воспринимать музыку. С первых дней жизни ребенок пытается имитировать звуки речи своей матери, интонации ее голоса. Хотим отметить, что игры с погремушками не относятся к развитию чувства ритма, это всего лишь опыт восприятия шума!
РАННЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: раскрытие таланта
Раннее музыкальное развитие служит, в первую очередь, задаче всестороннего развития ребенка в период развития органов чувств. Отвечая на вопрос, каким должно быть раннее музыкальное развитие, давайте, прежде всего, уточним, что мы подразумеваем под самим понятием «музыкального развития». Музыкальное развитие - это непрерывный процесс определенных качественных изменений музыкальных способностей человека. Наиболее важным критерием музыкальности является эмоциональная реакция на музыку.
Уроки музыки должны совмещаться с активными формами движения. Это нужно для полноты эмоций и создания приятной атмосферы. Совмещение музыки и движения развивает фантазию и воображение, эмоциональную и чувственную сферы ребенка.
Раннее музыкальное развитие тесно связано, прежде всего, с формированием сенсорных способностей - умением различать высоту звука (высокий – низкий звук), тембр звука («голосовая» характеристика музыкальных инструментов), его динамику (громко - тихо), темп (быстро - медленно). Этот этап также тесно связан с формированием музыкального мышления и музыкальной памяти.
Кроме того, в этом возрасте ребенок начинает учиться слушать музыку. Таким образом, развивая музыкальное мышление, мы формируем способность слышать характер и настроение музыки.
Все перечисленные компоненты должны присутствовать при обучении. Прежде всего, следует начать с эмоционального и чувственного впечатления. Спросить у ребенка, что он слышал, затем можно перейти к апробации различных видов деятельности: звукоподражательные упражнения, музицирование, активные игры. И только потом, на основе накопленного опыта (сенсорного и моторного) можно приступить к импровизации. Хотелось бы уточнить, что планирование и проведение таких мероприятий должно быть систематичным и последовательным. Родитель или учитель должен четко представлять конечный результат, который должен быть получен на уроках музыкального развития.
ПРОСТОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: специфика уроков
Каждый урок музыкального развития должен включать в себя все указанные типы музыкальных мероприятий, которые реализуются в активных музыкально-дидактических играх. Во время урока должно быть разумное сочетание вокала, музыкально-ритмических, музыкальных и визуальных упражнений. Мы не должны забывать, что переход от одного к другому компоненту музыкального произведения должен осуществляться шаг за шагом, с постепенным усложнением задачи.
Теперь давайте проясним некоторые особенности уроков музыки для детей. Вокальное развитие в раннем детстве тесно связано с фонематическим, поэтому начните занятие со звукоподражания (например, слоги, представляющие «пение» животных – «гав-гав», «мяу-мяу»). Затем можно перейти к имитации голоса учителя или родителя и пению определенных слогов, слов песни.
Развитие чувства ритма начните с ритмических упражнений. Пускай ребенок, повторяя слова стихотворения, выполняет определенные движения. А затем включите ему музыку и попросите проделать то же самое под музыку. Движения должны согласовываться с музыкальным ритмом.
Развивая музыкальные способности ребенка, следует делать акцент на его восприятии, на ярком контрасте звуков (громкий - тихий, высокий - низкий, быстрый - медленный), не забывая о соотношении визуальных образов и картин с мелодией.
Прогнозируемые результаты раннего музыкального развития 3-летнего ребенка могут быть следующими:
- Эмоциональная реакция и узнавание знакомых мелодий;
- Способность различить контрастные особенности звука (высокий - низкий, громкий - тихий, быстрый - медленный);
- Подражание музыкальным фрагментам, исполнению песен;
- Движения под музыку;
- Выстукивание ритма музыка (ладошками, ногами;
- Угадывание музыкальных инструментов по звучанию: трещотки, бубен, колокольчик и т. д.
Желаем вам и вашим детям ярких, эмоциональных открытий в волшебном мире звуков!