СКАЗКА: побочных явлений нет!

СКАЗКА: побочных явлений нет!

Сказка – это кладезь народной мудрости, свод неписаных правил, выработанных людьми и введенных в сказочное повествование. У каждого из нас были свои, любимые сказки, которые мы могли слушать бесконечное количество раз.

Для маленьких детей сказка всегда была и остается не только первым и самым доступным средством познания мира, но и способом познания отношений, правил поведения в повседневной жизни. А еще сказка удовлетворяет тягу к героическому и необычному, развивает фантазию. В общем, пользы от сказок не счесть. Потому-то один из самых приятных методов детской психотерапии – сказкотерапия. И его можно применять в любых количествах и в любом возрасте, ведь у него нет противопоказаний и побочных эффектов.

Учение-познание

Сказкотерапия – это процесс переноса сказочных смыслов в реальную жизнь. Каждая сказка несет в себе глубокий смысл и наставления. Как правило, чем короче сказка, тем концентрированнее ее смысл. Для примера проанализируем три самые известные сказки.

«Курочка Ряба» повествует о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные бабка и дедка. О случайностях, которые обычно происходят… закономерно: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». О любви к ближним: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое». И о несбывшейся мечте: «Яичко разбилось».

«Колобок» изначально кажется сказкой трагической, ведь главный ее герой погибает. Однако если разобраться, то колобок рожден, чтобы быть съеденным. Это хлеб, пирожок, и в конце сказки он выполняет свое предназначение. Эта сказка учит принятию своего предназначения, умению вовремя остановиться в процессе испытания себя и осознать последствия нарушения запрета.

«Репка» начинается со слов: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…». И нет ни слова о том, как ее поливали, пололи и т. д. Репка сама выросла! И сказка говорит о том, что стоит только лишь начать дело, как оно пойдет, и результат непременно будет.

Душевное чтение

Когда вы рассказываете или читаете малышу сказку, можете быть уверенными, что он вас слышит. А если будете читать с удовольствием, тогда ребенок получит еще больше пользы. Поэтому при чтении сказок придерживайтесь следующих правил.

  • Читайте выразительно, учитывая знаки препинания, используйте интонацию – восклицания, удивления, восхищения, сожаления.
  • Объясняйте ребенку значение непонятных ему слов.
  • Обсуждайте с малышом содержание сказки, будет хорошо, если он попытается ее пересказать.
  • Отвечайте на вопросы, которые возникли у карапуза после прочтения сказки. Если вы затрудняетесь с ответом, спросите у малыша, что он сам думает по этому поводу.

Игра в сказку

А еще сказки можно не только читать, но и проигрывать, используя обычные игрушки. Почему нет?! Это особенно важно для импульсивных, впечатлительных детишек: присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для малыша обязательно – это помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Итак, играем?

  • Пользуйтесь «волшебными предметами»: волшебное кольцо, золотой ключик, колокольчик и др. Можно также проговаривать «волшебные заклинания».
  • «Проходите» в сказку с помощью проводника.Как правило, у него есть легенда, объясняющая его присутствие в нашем мире. Например, угроза сказочному миру и обращение к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы: Феи, Эльфы, Гномы и др.
  • Паззл. В нее можно играть после прочтения каждой новой сказки. Для этого вам понадобится книга, из которой не жалко будет вырезать фрагменты сказки. Выберите из сказки любую сюжетную картинку, наклейте ее на плотный лист бумаги клеем ПВА, прогладьте горячим утюгом через хлопчатобумажную ткань, поместите под пресс. Когда она высохнет, разрежьте на фрагменты. Обыграйте с ребенком появление паззла, например: бежала мышка, хвостиком махнула – картинка упала и рассыпалась! Попросите малыша собрать «рассыпавшуюся картинку» и отгадать, из какой она сказки. Потом можно снова рассказать сказку, опираясь только на изображенный фрагмент знакомой сказки.
  • «Театр на столе».Например, изготовьте из картона теремок (сказка «Теремок»), прорежьте открывающиеся двери, чтобы туда «входили» сказочные персонажи, и окошки, из которых они могли бы «выглядывать». Изготовьте героев из плотной бумаги, с прочной основой-подставкой – чтобы они могли стоять на столе. Читайте малышу сказку, вместе воспроизводя ее содержание с помощью иллюстраций. Потом можно предложить ребенку рассказать сказку родственникам или своим друзьям.

Учение-лечение

Кроме всеми любимых народных и авторских сказок, существуют еще и терапевтические сказки-истории. Ведь сказкотерапия – это процесс «мягкого» воспитания. Не нужно «давить» на ребенка, читать ему мораль, можно просто рассказать ему сказку, например: «Жила-была девочка, похожая на тебя…». Причем, если вам известна скрытая причина «плохого поведения» малыша, вы можете сами создавать такие сказки. Их можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Этим вы дадите ему возможность побыть наедине с собой и подумать, ведь в любом случае сказка западает в душу, даже если вам кажется, что она не произвела на малыша впечатления. Если ребенок не хочет слушать сказку, догадываясь, что речь идет о нем, то можно сказать, что вы просто читаете сказку вслух, для себя. Или проиграть сказку с помощью кукол.

8 советов для родителей, которые решили стать настоящими сказочниками

1. Обдумайте проблему, которая беспокоит вашего ребенка, и постарайтесь понять, как эта ситуация воспринимается с детской точки зрения.

2. Сформулируйте основную идею рассказа: какие мысли вы хотите донести до ребенка, какие решения вы хотите ему предложить?

3. Начните сказку с представления героя или героини, у которых страхи, тревоги или конфликты, схожие с проблемами вашего малыша.

4. Упомяните о сильных сторонах и положительных чертах, которыми герой сказки похож на вашего ребенка.

5. Сначала опишите проблему, а потом переходите к ее положительному разрешению.

6. Рассказывая сказку, будьте открыты для ребенка. Наблюдайте за реакцией малыша: когда он увлечен рассказом, а когда ему скучно.

7. Стремитесь к простоте. Приспосабливайте речь, словарный запас к уровню ребенка, а длительность рассказа – к степени устойчивости его внимания.

8. Не смущайтесь своей речевой неуклюжестью, а если обнаруживаете промахи, смело исправляйте их, сказав, например: «О, я чуть не забыла…». Ребенок поправит вас сочувствующим взглядом: «Бедная мамочка, она даже не может хорошо запомнить рассказ». Но это не уменьшит полученного им удовольствия от сказки и пользы от его применения.

***

Важно помнить, что чтение сказок сближает детей и взрослых. И чем больше прочитано сказок, тем больше светлых воспоминаний. А чем больше светлых воспоминаний, тем сказочнее кажется жизнь. А может, жизнь и есть сказка?

ПЛАШКА

Сказки бывают разные

О животных, взаимоотношениях людей и животных.Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому эти сказки лучше всего передают малышам жизненный опыт.

Бытовые.Эти сказки рассказывают о семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Они подходят для детей школьного и подросткового возраста.

Страшные сказки, рассказы-страшилки.Не стоит бояться читать их детям: многократно проживая тревожную ситуацию в сказке или страшилке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Волшебные сказкинесут в себе информацию о духовном развитии человека. Они интересны деткам, старшим 6 лет.

Мир семьи, сентябрь 2010