Советы психолога: что делать, если ребенок дерется и не реагирует на нет и нельзя
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Кризис 3 лет у ребенка: как вести себя родителям, если он дерется и не реагирует на родительские "нет" и "нельзя". Что делать? Как отучать? Бить по рукам или по попе? Ругать? Объяснять?
На все эти вопросы отвечает Татьяна Недильская, психолог, психотерапевт и мама 3-х летнего сына. Читайте на UAUA.info советы психолога о преодолении кризиса 3 лет у ребенка, в частности, что делать если ребенок дерется или кусается.
Для многих родителей настоящим испытанием становится взаимодействие с ребёнком, который явно выражает свой гнев, если ему в чем-то отказывают или что-то запрещают. Ребенок может бить и кусать своих родителей в ответ на отказ или запрет. При этом он будет всячески пытаться продолжить делать то, что ему запрещено или добиваться своего.
Такое поведение очень характерно для так называемого кризиса 3 лет у ребенка. Для детей, которые выходят из возраста созависимости с родителями и переходят на этап противозависимости. Это тот период, когда ребенок обучается самостоятельно ползать, ходить, бегать, а соответственно и изучать то, что его окружает. Это тот период, когда детьми движут импульсы и когда они ещё не могут выразить свои желания и потребности точными словами, ведь многие из них в этом возрасте ещё не умеют достаточно хорошо разговаривать и тем более понимать и осознавать, что с ними происходит.
Единственное, что ребенок знает — это то, что его интересует вот эта розетка, или вот этот горшок с цветами, или вот этот острый нож, или ... Этот список может быть довольно длинным, ведь ребенку интересно абсолютно все, что его окружает, и ему пока что сложно понять, почему нельзя засовывать свои пальцы в розетку, или переворачивать горшок с цветами, или дотрагиваться до острого лезвия ножа.
И если на этапе созависимости (от рождения до 6-9 месяцев) задача для родителя состоит в том, чтобы создать такую атмосферу, в которой ребенок чувствовал бы крепкую связь с родителем и доверие к нему и к миру, то задачей этапа противозависимости (пик приходится на 18-36 месяцев) является создание такой обстановки, в которой ребенок сможет исследовать мир безопасно и сможет отделяться и удаляться от родителя, зная, что в любой момент он сможет вернуться в надёжные и безопасные объятия принимающего и любящего родителя.
Само название этого этапа жизни — противозависимость — красноречиво говорит о себе и о том, что может чувствовать ребенок в это время — "я против зависимости".
Да, он действительно может бесстрашно отделяться от родителя, благодаря своей естественной тяге исследовать мир и своему безудержному желанию узнать что-то новое. Это тот возраст, когда интерес ребенка сильнее его страха. И это тот возраст, когда появляется негативизм и ребенок заявляет свое "нет" временами на все подряд и в том числе на родительский запрет.
Но мы, родители, — взрослые люди, которые осознаем, что ребенок еще не в состоянии оценить меру опасности того или иного детского исследования, и мы, родители, имеем какие-то свои правила поведения в семье и в социуме, о которых ребенок пока еще и не догадывается.
Наша родительская задача состоит в том, чтобы устанавливать ребенку определенные ограничения, что-то ему запрещать и в чем-то ему отказывать, и при этом помочь ребенку адаптироваться в мире, благодаря умению проживать злость и грусть по поводу того, что не все желаемое возможно.
Это время, когда родитель уверенно и спокойно обучает ребенка границам, произнося слова: "нет", "это невозможно", "это опасно", "нельзя", "я запрещаю".
Мы сразу же можем заметить, как бурно на такие ограничения реагирует ребенок, но мы не сразу же можем увидеть, что благодаря таким ограничениям ребенку становится спокойнее и надежнее. Ведь это будет потом, со временем, а пока что перед нами малыш, который любой ценой пытается отстоять свое и еще не умеет смириться с тем, что не все желаемое возможно.
Как помочь ребенку научиться выражать свои эмоции и как выдерживать самому эти детские "гневные бури", не навредив малышу и уцелев самому?
Прежде всего, следует помнить о том, что любая ваша реакция — это образец для подражания для вашего малыша. Вы можете говорить ему сколько угодно, о том, что маму бить нельзя, но если при этом вы будете бить по попе ребенка каждый раз, когда он ослушался вашего запрета, то у ребенка может быть определённый "взрыв мозга": "бить нельзя, но мама это делает".
У него может появиться, к примеру, такой вывод: "я могу говорить о том, что бить нельзя, но при этом я могу бить кого-угодно, либо того, кто слабее меня".
Если вы будете часто поднимать руку на ребенка, то рано или поздно, вам удастся таки сломать его и заставить делать то, что нужно вам, но в будущем все это может аукнуться как вам, так и ребенку малоприятными последствиями — испорченными отношениями между вами, детскими страхами и тревожностью, жизненной пассивностью ребенка или наоборот чрезмерной его агрессивностью.
В каждом конкретном случае могут быть различные последствия. Чтобы их избежать, родителям необходимо разобраться со своим чувством гнева и умением его проживать. Бывают случаи, когда маме или папе особенно трудно самостоятельно это сделать и научиться совладать со своими "гневными бурями".
Тогда лучше всего обратиться за помощью к специалисту — психологу или психотерапевту, чтобы вместе исследовать это чувство. Возможно осознать свои травмы развития или привязанности и внести коррективы в ваше поведение, которое непосредственно повлияет и на вашего ребенка в том числе. Выгода очевидна — изменив себя, вы поможете меняться и вашему ребенку.
Хочу подчеркнуть, что в этой статье мы говорим о детях в возрасте, для которого характерно проявление исследовательской агрессии и агрессии отделения от важных взрослых. "Ужасные двухлетки" ("terrible twos") можно встретить в англоязычной литературе. "Кризис 3 лет" говорят у нас. Именно в этом возрасте мы наблюдаем частые неконтролируемые вспышки гнева у детей, но чтобы эти неконтролируемые вспышки гнева не стали нормной поведения для ребенка в будущем, нам необходимо действовать определённым образом.
Первое, что необходимо сделать — это
создать безопасное пространство для исследования вашего дома малышом; по возможности на какое-то время убрать, то что может причинить значительный вред здоровью ребенка или то, что чаще всего провоцирует именно у вашего ребенка истерики со вспышками гнева. Это даст ребенку возможность реже слышать "нет" и "нельзя", позволит ему чувствовать "миру — да!" и вашу поддержку его любознательности и неподдельному интересу к тому, что его окружает.
Всё то, что интересно, но опасно вы изучаете вместе. Меру опасности оцениваете вы, поэтому способ изучения выбираете тоже вы. Малыш будет расти, его мозг "дозревать", а эмоциональная сфера развиваться, и со временем у вас будет больше различных возможностей и способов объяснять, что ему можно, а что нельзя, но пока что ему важно усвоить, что ограничения существуют и они оберегают его.
Убедитесь, что удовлетворены базовые потребности малыша: что он выспался, сыт, физически здоров, чувствует себя в безопасности рядом с вами и что ему хватает вашего внимания. Чаще всего истерики с наиболее яркими вспышками гнева возникают, когда ребенок устал, хочет спать, есть, пить либо чувствует какую-то физическую боль или вашу неуверенность, тревогу или неприязнь.
Проанализируйте причины, из-за которых чаще всего возникает агрессия ребенка
: когда? на что? при ком? после чего? перед чем?.. Помните, что дети часто злятся не только тогда, когда им запрещают и отказывают, но и тогда, когда нарушают их границы, к примеру, забирают их игрушки или отрывают их от какого-то увлеченного занятия. А также тогда, когда их не понимают или не принимают.
Поэтому у малышей, которые ещё не умеют разговаривать или у тех, кого взрослые не понимают или понимают неправильно, вспышки гнева бывают намного чаще, чем у тех детей, кто уже может донести словами свои желания, потребности и у тех, чьи родители умеют слышать и понимать своего ребенка. Обратите внимание не только на то, ЧТО вы говорите ребенку, но и КАК вы это произносите. Дети очень чувствительны к интонациям и настроениям, а также к отношению, которое транслируют к ним взрослые.
Обратите внимание на то, какое несознательное послание вы можете давать ребенку в контексте этой темы.
Бывает так, что родитель своими словами и действиями запрещает ребенку драться и кусаться, но внутренне он чувствует радость и гордость, что его сын или дочь так круто умеют постоять за себя. Ребенок это послание "считывает" и продолжает драться и кусаться.
Да, умение отстоять себя, защитить себя и близких, временами дать сдачи — это важное умение, но в этом возрасте лучше избежать рекомендаций типа: "Первый не бей, но бей в ответ". Позже ваш сын иди дочь смогут научиться уверенно останавливать обидчика и даже заняться самбо или карате, но пока что они слишком малы для того, чтобы разбираться самостоятельно, когда им бить можно, а когда нельзя.
Или наоборот, вы словесно вроде бы даете ребенку разрешение на то, чтобы он отстаивал себя смелее, но внутренне испытывате стыд или вину за ребенка, который злится и, к примеру, настойчиво отбирает свою игрушку у другого ребенка в песочнице. Ваш малыш это может чувствовать и, скорее всего, от растерянности будет либо бездействовать, либо проявлять аутоагресию.
Определитесь с чёткими запретами для ребенка. Согласуйте их с теми взрослыми, которые чаще всего общаются с ребенком, ведь общая позиция взрослых помогает ребенку видеть и чувствовать одни и те же "закрытые и открытые двери" и понимать, что есть "двери тщетности", открыть которые невозможно, независимо от того, кто с тобой рядом. Если один взрослый что-то разрешает, а второй это же запрещает, то ребенок путается и не может "зарегистрировать тщетность" и будет продолжать всячески добиваться своего.
Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”, “приступ”.
Будьте готовы к тому, что у маленьких детей будут приступы гнева и что они будут нападать на вас физически в том числе.Это нормально для маленьких детей. Ваша задача — сделать так, чтобы это не стало нормой для них повзрослевших. На этапе противозависимости родитель обучает ребенка злиться так, чтобы гнев его выходил, но при этом никто не пострадал. Подготовьте себя к тому, что ваша реакция на удар или укус должна быть такой, которая не будет вызывать у ребенка веселье или испуг, стыд или вину.
Дайте ребенку разрешение на выражение своего гнева так, чтобы при этом никто из людей не был травмирован, ничего ценного не пострадало и чтобы ребенок не чувствовал вину за то, что он проявил свою сильную емоцию.Ваши основные послания ребенку: "Ты можешь быть в ярости на человека, продолжая его любить" и "Я могу выдержать твою силу, невзирая на эмоции, которые ты выражаешь", "Ты мне нравишься, даже если мне не нравится то, что ты делаешь" и "Мне нравится твоя сила, даже если бы мне хотелось, чтобы ты вел себя поспокойнее". Вы можете запрещать ребенку те или иные способы проявления гнева, но не саму эмоцию гнева.
Запрещайте ребенку бить и кусать вас.
Таким образом вы предъявите ребенку свои границы и продемонстрируете ему то, как в будущем он сможет защищать себя. Скажите ему убедительно и твердо: "Мне больно. Я запрещаю тебе бить меня".
Учтите, что эти слова вам придётся повторить далеко не один раз (детям нужны частые повторения одного и того же, чтобы они это осознали и приняли) и что если ваш ребенок совсем мал, то он может не понимать значения слова "больно" (обучать этому слову лучше всего в ситуации, когда ребенок, например, больно ударился и расплакался: "Ты упал и ударился. Тебе больно"). Знайте, что ваше внутреннее чувство уверенности, что вы защищаете себя и свои границы будет передаваться малышу.
Кроме того,
вам нужно дополнить свой короткий словесный запрет физическим действием— остановите руку или ногу ребенка в момент, когда он собирается наносить удар. Опять же делайте это уверенно, но не причиняя боли ребенку. Вероятнее всего, в ближайшем будущем ребенок откажется от таких ударов, видя, что они не действуют.
Не убегайте от ребенка и не игнорируйте его удары. Помните, что ребенок учится у вас стратегии поведения в таких случаях и что ребенку важно чувствовать себя в безопасности. Многое из того, что происходит между вами и ребенком даёт ему определённые несознательные послания. Например, "мама, которая убегает, вряд ли сможет защитить себя и меня", или "мама — слабее меня", или "мама боится меня", или "мама, которая игнорирует меня, не любит меня", или "маму можно бить, она этого итак не замечает".
Как ни парадоксально звучит, но агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком строгих родителей, и у чрезмерно мягких. Если родители не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро обучается тому, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева могут перерасти в привычку действовать агрессивно по отношению к родителям и другим людям.
Итак, вы останавливаете удары и укусы ребенка. А что же вы предлагаете взамен? Помните, что ребенку необходимо выпустить пар! А как это сделать лучше всего? Через движение, особенно бросок.
Пусть ребенок топает ногами, размахивает в воздухе руками и ногами, пусть сжимает кулачки и рычит или кричит.
Разрешите ребенку бросать всё то, что не бьется, не травмирует и не сможет разбить что-то в вашем доме.
Когда мой сын был в этом возрасте и у него случались такие вспышки гнева, то я буквально ходила за ним по пятам и говорила: "Это можешь бросать. Это нет! Стоп!". И останавливала его руку или быстро забирала предмет, чтобы он не смог его взять. Со временем я заметила, что он уже сам начал чудесно фильтрировать и выбирать, что бросать можно, а что нет.
Например, он подходил к тарелке или бутылке, которая может разбиться и останавливал сам себя, при этом мог взять пластмассовую тарелку или бутылку и в гневе бросить их на пол. Временами это было похоже на ураган. Но ураган этот довольно быстро утихал. Сын пар выпускал и успокаивался.
Всё это время я была открытой для него. В любой момент он мог прийти в мои объятия и в них почувствовать принятие и утешение, в том числе от души поплакать. После того, как ребенку не удалось получить желаемого даже ценой таких настойчивых и гневных действий, он чувствует усталость и тщетность, которая поможет ему принимать запреты и отказы в будущем, а пока что ему важно, чтобы рядом с ним был взрослый, который бы эту тщетность помог ему прожить.
Сейчас моему сыну 3 года 8 месяцев, он уже не бросается тарелками и бутылками, и не пытается меня ударить, а просто сигнализирует о своём гневе телом, голосом или словами, например такими: "Я злюсь. Я хочу тебя ударить. Когда-нибудь я буду тебя бить". Мы успешно перешли от стадии, когда ребенок наносит физические удары к стадии, когда для ребенка характерно словесное проявление гнева и различение намерения и действия.
Пройдёт ещё время и он освоит новые более зрелые и конструктивные способы выражения гнева, и когда наступит "когда-нибудь", то вряд ли у него останется вот это желание меня ударить, но пока что мы можем об этом и поговорить :).
Очень важно быть открытым и безопасным для ребенка в моменты, когда он проявляет свои пока что неконтролируемые эмоции. От родителей знаю, что не все дети сразу же могут идти в объятия родителей, но важно, что вы для ребенка открыты, что он может прийти к вам в любой момент, когда захочет и будет к этому готов, и что он для вас остаётся любимым ребенком, хорошим ребенком, который учится проявлять свой гнев и который иногда делает то, что вам может не нравиться. Ребенок растет, и взрослея, он будет осваивать новые способы взаимодействия и выражения гнева, более приемлимые и эффективные, а пока что он всего лишь малыш, который чувствует дискомфорт и не знает, как с этим справиться. И вы, родители, ему в этом помогаете.
Кроме разбрасывания безопасных предметов, можете предложить малышу в этот момент порвать какую-либо бумагу или салфетку, наносить удары по подушке или по чему-то мягкому, использовать какие-то игрушки, которые требуют резких действий.
Например, у нас дома есть очень крепкая юла-карусель фирмы "Tolo", которую сыну подарила моя подруга, когда ему было 6 месяцев и, будучи совсем крохой, он просто учился нажимать на кнопку вверху и наблюдал, как бегают лошадки, а вот уже через год он использовал ее как "кнопку для битья": бил по ней вдоволь, а лошади бешено скакали.
Это давало возможность сыну выпустить пар и приостановиться на минутку, чтобы с интересом понаблюдать эти бешеные скачки. Еще одна игрушка, которая помогала сыну выразить гнев — набор MULA, который состоит из колышков и молотка, от фирмы IKEA. Кроме того, у нас есть боксерская груша, которую муж сделал специально для сына, легкие мячики, которые безопасно бросать дома, и мягкие мечи, которыми мы разрешали бить по кровати или по той же боксерской груше.
Когда ребенок пытается вас укусить, то предложите ему для укуса что-то безопасное, например, какую-то игрушку (но будьте осторожны с мягкими игрушками! чтобы не затолкал глубоко в рот — это риск задохнуться). Желание укусить, как и желание сопротивляться в этом возрасте неслучайно.
Бодинамика, современный психотерапевтический метод, который появился в Дании благодаря Лизбет Марчер и ее единомышленникам, рассматривает человека в процессе его взросления и при этом особенное внимание уделяет телу, телесным ощущениям, мышцам тела.
С раннего детства все мы осваиваем 7 базовых тем: психологически и телесно, причем каждую – в определенном возрасте. Так вот одной из задач развития ребенка в возрасте 2-4 лет (структура воли) является умение добиваться своего и умение идти к намеченной цели, временами сцепив зубы.
Кусая что-либо, ребенок как-бы наращивает для себя "мышцы терпения и умения цепляться зубами за своё". Когда ребенок отстаивает свои границы, с силой отталкивая руками от себя что-то или кого-то, он учится сопротивляться и защищаться, наращивая "мышцы сопротивления и защиты", которые тоже ему в жизни явно пригодятся. Важно, чтобы эти мышци были активными, но не гиперактивными, поэтому не переусердствуйте.
Важно также понимать, что это возраст, когда ребенок узнает, что такое внутренняя сила, чувствует свою силу, соизмеряет свою силу с силой других людей. Поэтому помогите ему почувствовать себя достаточно сильным и уверенным, чтобы уметь защитить себя, и достаточно чутким и внимательным, чтобы не ранить других людей зазря.