Безопасность детей дома: ошибки родителей и шпаргалка для мамы

Безопасность детей дома: ошибки родителей и шпаргалка для мамы

Безопасность детей дома - это важно!

Ребенок в доме, например, на кухне может стать настоящей катастрофой. Он постоянно тянется к чему-то, что его заинтересовало, норовит взять, попробовать на вкус. Почему-то наибольшим спросом у малышей пользуются режущие предметы, мусорное ведро, холодильник, белые занавески.

Удивительное дело, запреты только разжигают интерес! Ребенок начинает стремиться с удвоенной энергией, а родители превращаются в машину для одергиваний, встряхиваний и окриков «Нельзя!»

Ваши действия

«Ты можешь играть с чем угодно, но только под моим наблюдением»

«Ты должен знать слово нельзя, не переходить определенные границы, не пользоваться некоторыми предметами»

Ребенок должен знать слово нельзя, иначе в гостях он будет вести себя так же, как и дома, и причинит вред вещам хозяев

Повести воспитательную работу, подробно рассказать, почему нельзя пользоваться опасным предметом, какие травмы он может получить.

«Ты должен всегда спрашивать меня - что можно, что нельзя. Особенно в гостях»

В чем ошибка?

Попытка контролировать ребенка редко увенчивается успехом. Чем большую тревогу мы испытываем, тем больше вещей хотим взять под контроль. Поведение ребенка спонтанно и слабоуправляемо. И если мы злоупотребляем словом «нельзя», оно перестает работать и превращает нас в бессильных надсмотрщиков.

Пугать травмами ребенка не стоит – у него еще нет страха перед тем, чего он не испытывал. Обращать его внимание на небезопасные вещи, пугать, оживлять негативные воспоминания («Помнишь, как ты обжегся о чайник») тоже не выход.

Причина проблемы

Дом для ребенка – это первое образовательное пространство. Ребенок инстинктивно тянется к новым предметам, стремится контактировать с ними. Он никогда не догадается, что предмет может причинить ему вред. Конечно, есть смысл прятать все, что может представлять опасность. Но многие потенциально опасные предметы – лампу, телевизор, камин – невозможно закрыть в шкафу.

Позвольте малышу под вашим руководством дотрагиваться до таких вещей, как нож, ножницы, хрупкий бокал. Объясните, в чем их опасность, почему нельзя брать эту вещь самостоятельно. Помните, что воспитание на 90% состоит из терпения. Будьте готовы сделать это несколько раз – с первого раза ребенок вряд ли усвоит.

Естественно, для ребенка должны быть определенные ограничения, но не бессмысленные запреты. Проведите границу и определите однозначно, с чем можно играть, с чем нельзя. Чем проще провести правило и следить за его выполнением, тем будет легче ребенку его усвоить и принять.

И помните, что чем больше свободы есть у ребенка, тем проще ему быть послушным и соблюдать ограничения.

Решение проблемы

  • Вместо останавливающего «нельзя!» мягко накройте ручку ребенка с опасным предметом: «Ножницы мы не берем – это опасно». Возьмите ножницы в свою руку и покажите ребенку острый край, о который можно порезаться. Объясняйте назначение каждого предмета, когда и как им надо пользоваться. Позвольте ему потрогать неострый край, показывая противоположный: «А здесь – опасно! Нельзя!» После чего спрячьте ножницы подальше.
  • Введите ограничение на определенное поведение в гостях: «Дома ты можешь перекладывать книжки из книжного шкафа, но в гостях этого делать нельзя».
  • Придя в гости, осмотритесь и определите особо опасные предметы, которые могут принести вред ребенку. Если в доме, куда вы пришли, нет маленьких детей, такие предметы там в избытке. Спросите хозяев, возможно ли спрятать небезопасные предметы. Вам охотно пойдут навстречу.
  • В ситуациях опасности старайтесь брать инициативу на себя – ребенку проще вас послушаться, уйти под вашу защиту. Не позволяйте незнакомым людям воспитывать вашего ребенка страхом.

Практикум

Осмотритесь вокруг и определите своеобразный «светофор»:

  • Чего ребенку нельзя ни при каких условиях брать в руки, взаимодействовать (красная зона);
  • Что можно только под присмотром взрослых(желтая зона);
  • Что он может делать самостоятельно (зеленая зона).

Составьте список прямо сейчас. Сформулируйте важные правила и границы. Покажите и согласуйте его с вашим супругом.

Вывод

Безопасный мир имеет границы. Мы создаем правила, которые поддерживают эти границы и ограничения. Мы знакомим ребенка с этими правилами и добиваемся согласия, послушания. Быть послушным – значит знать, когда приближаешься к границе и не нарушать ее.

Евгений Мирошниченко, образовательный адвокат

Из книги «Энциклопедия родительского мастерства»