Социальное развитие ребенка: возможные нарушения

Автор

С самого раннего возраста родителям нужно обращать особое внимание на социальное развитие своих детей. Социальное развитие ребенка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в виде правил, норм и способов поведения, а с другой - процесс развития его индивидуальности и способности адаптироваться к меняющейся социальной среде.

Самый быстрый темп социального развития происходит в первый год жизни. Именно за этот период малыш знакомится с окружающими миром, учится управлять своим телом, запоминает сотни незнакомых слов, устанавливает эмоциональные контакты с окружающими и учиться взаимодействию с другими людьми.

Для того, что развитие ребенка шло в правильном направлении и оптимальными темпами, необходим постоянный контакт и общение с мамой. Очень важно, когда мама проявляет свою любовь, заботу, нежность и ласку, часто берет малыша на ручки (особенно первый год жизни), поет колыбельные песни, разговаривает с ребенком, рассказывает сказки, проводит время, знакомит его с новыми эмоциями, ценностями, традициями. Присутствие нежной и ласковой мамы на протяжении многих часов в день является основой здорового, отвечающего возрастным потребностям, социального развития.

Недостаток материнской любви и внимания в первые три года жизни позже почти невозможно наверстать. Когда нет мамы или другого

постоянного, близкого человека, то возникает не только задержка в развитии, но вместе с тем в большинстве случаев и более серьезные нарушения социализации. У ребенка могут наблюдаться своеобразные однотипные монотонные движения. Ввиду нехватки эмоционального контакта он может разочарованно отворачиваться от окружающего мира. Его почти ничего не интересует, иногда лишь отдельные предметы привлекают его внимание. В остальном малыш замыкается и уходит в себя. К сожалению, ситуация со временем не меняется. Такие дети остаются безучастными и безразличными к окружающему или же, наоборот, испытывают огромную потребность в контакте и пытаются общаться с каждым, не чувствуя границ.

Другим проявлением нарушения социального контакта является агрессия. Эти дети испытывают постоянную потребность мучить других людей и животных. Такие нарушения особенно часто проявляются у детей, воспитывающихся в детских домах, так как даже самый гигиеничный массовый уход никогда не заменит родительской любви и тепла.

К счастью, такое ярко выраженное поведение не правило, но в ослабленной форме оно проявляется намного чаще, чем принято считать.

Некоторые дети, несмотря на добросердечную материнскую заботу, растут с нарушениями социального развития. Подозрение на ранний детский аутизм возникает в том случае, если наблюдается большое отставание по результатам развития таблицы норм.

Программы поддержки, являются индивидуальными. Они очень длительные и часто требуют нереального терпения с обеих сторон. Шансы на успех, зависят от раннего выявления отклонений в развитии, собственно, как и в случае любых других нарушений.

Основные признаки, которые указывают на аномальное социальное развитие и на возможное наличие аутистических расстройств. Они

приведены в приблизительной последовательности их проявления в младенчестве и в младшем возрасте:

Симптомы, указывающие на нарушения социального развития

· ребенок необычайно спокоен, не интересуется окружающим миром;

· невыразительная мимика или гримасничанье без причины;

· смотрит сквозь взрослого вместо того, чтобы ему улыбнуться;

· постоянно противится контакту с окружающими и отклоняет ласку;

· уходит в себя и отгораживается от окружающих;

· не подражает и не испытывает потребности сообщить что-то окружающим;

· испытывает необоснованные страхи;

· производит впечатление постоянного внутреннего беспокойства;

· постоянно в движении и часто передвигается на носочках;

· не может задерживаться на одном занятии;

· испытывает почти болезненную потребность, например, поддерживать чрезмерную чистоту;

· постоянно таскает с собой определенный предмет;

· любит однообразную, стереотипную и примитивную деятельность;

· интересуется только вещами, особенно техническими;

· охотно вращает и поворачивает маленькие предметы;

· облизывает и обнюхивает предметы;

· больше всего любит находиться в одиночестве;

· настаивает на определенных ритуалах и привычках;

· паникует, когда что-то происходит не так, как обычно;

· беспричинные припадки бешенства с разрушением предметов;

· кусает, царапает или бьет себя в приступе бешенства;

· ведет руку взрослого, чтобы дотянуться до чего-либо;

· не понимает, что ему говорят;

· повторяет вопрос вместо ответа на него;

· говоря о себе, называет себя «ты».

Дорогие родители, настоятельно обращаю ваше внимание на то, что присутствие одного симптома не является признаком этого нарушения. Эта статья скорее для того, чтобы вы могли иметь приблизительный ориентир развития своего ребенка, и в случаи необходимости вовремя отреагировать. Ведь время в решении многих вопросов – это главный фактор. Конечно, если вам знакомы многие из перечисленных ниже пунктов, то лучше не затягивать и обратиться к специалистам (психологу, неврологу).

Автор: психолог Елена Макаренко