Духовные потребности ребенка и типы семейного воспитания

Автор
Духовные потребности ребенка и типы семейного воспитания

Вряд ли кого-нибудь удивит высказывание о том, что семья имеет важнейшее значение в развитии личности ребенка. Однако, о том, какая должна быть эта семья или что должно быть такого в семье, которая отвечает всем потребностям подрастающего индивида, мы часто имеем достаточно расплывчатое представление. Семья должна быть благополучной, это факт. Что подразумевается под этим благополучием? Материальный достаток? Наличие и отца и матери? Строгое воспитание детей или демократичный стиль?

Безусловно, ребенок в семье должен быть сыт, одет, здоров, любим, только тогда можно говорить о нормальном его развитии. Достаточно ли этого? Психологи утверждают, что наряду с такими потребностями ребенка, как потребность в пище, здоровом сне, одежде, в семье должны удовлетворяться еще и определенные возрастные и духовные потребности. Их еще называют базовыми потребностями ребенка в семье, и не зря, именно удовлетворение этих потребностей в детском возрасте обеспечивает полноценное развитие личности человека, активность его жизненной позиции, уверенность в себе, высокую самооценку, такие важные качества как целеустремленность и ответственность.

К таким базовым социальным потребностям ребенка относятся:

1. Потребность в безопасности. Ребенок должен быть уверен, что в семье для него не существует никакой угрозы, его есть, кому защитить. Такие виды наказания как физическая боль, унижение, угрозы, даже в форме шутки, вызывают чувство беззащитности. Более того, для удовлетворения этой потребности ребенка необходимой является стабильность семьи, отсутствие скандалов, ссор, непоследовательности, противоречий в воспитании, наличие установленных семейных традиций. На чувство нестабильности влияет и то, когда ребенка воспитывают больше четырех членов семьи.

2. Потребность в признании. Ребенку как воздух необходимо внимание со стороны значимых взрослых (мама, папа, дедушки, бабушки, учитель). Очень важным является восприятие взрослыми своего ребенка как полноправного партнера: учитывать его пожелания, стремления, советоваться по определенным вопросам («в садик поедем троллейбусом или на трамвае?», «какого цвета платьице наденем?»). Такое поведение родителей способствует формированию у ребенка ощущения его значимости, а следовательно и уверенности в себе, адекватной самооценки. Признание ребенка полноправным членом семьи также способствует сравнительно плавному протеканию кризиса подросткового возраста, одной из проблем которого является то, что вчерашний ребенок начинает воспринимать себя взрослым и требует соответственного к себе отношения: признания, учета его интересов и его мнения по тем или иным вопросам.

3. Потребность в принятии. Как часто ваш ребенок чувствует, что его принимают таким, какой он есть? Исходя из этой потребности, категорично нежелательно сравнивать своего ребенка с другими детьми (с его братьями или сестрами, одноклассниками, друзьями), ставить ему кого-то в пример. В таком случае лучше сравнивать прошлые и настоящие его поступки: «Вчера ты был послушным мальчиком, что же сегодня произошло?». За хорошие поступки необходимо хвалить! Никогда не критикуйте личность ребенка, если он провинился, то осуждайте поведение, а не самого ребенка.

4. Потребность в безусловной любви. Ребенку необходимо чувствовать свою ценность для родителей, то, что его любят уже потому, что он есть. Необходимо, чтобы он постоянно видел и чувствовал проявления любви – объятия, прикосновения, нежные слова, ласку.

5. Потребность в учете возраста ребенка. В общении с ребенком и его воспитании не требуйте от него больше, чем он может в своем возрасте. Всегда интересуйтесь тем, что волнует, привлекает, интересует именно вашего ребенка в его возрасте, что он умеет или не умеет, что он может или не может. Чем младше ребенок, тем он более активен, его внимание неустойчивое. Если вы хотите побеседовать с малышом, объяснить ему что-нибудь, старайтесь формулировать короткие предложения (не более 5-6 слов), переспрашивайте, понял ли он вас.

6. Потребность в познании. Ребенку необходимо осваивать социальные навыки, нормы поведения, принятые в обществе. Для него чрезвычайно важной является познавательная активность.

Если родители правильно и последовательно воспитывают своего ребенка, то базовые социальные потребности, скорее всего, удовлетворяются. К сожалению, существуют и воспитательные меры, которые негативно сказываются на развитии личности ребенка.

В степени удовлетворения потребностей ребенка, установлении требований и запретов, применении наказания, могут быть такие отклонения:

Попустительство– происходит тогда, когда родители стремятся максимально и некритично удовлетворять любые потребности ребенка. Проще говоря, они балуют его, каждое пожелание ребенка – для них закон. Оправдываясь, родители приводят такие аргументы: слабость ребенка, его уникальность, желание дать ему то, чего не было у них в том же возрасте, то, что ребенок растет без одного из родителей и так далее. Такой тип воспитания приводит к формированию эгоцентризма, мешает усвоению моральных норм, формированию целеустремленности.

Доминирование.Ребенок находится в центре внимания родителей, но в то же самое время они лишают его самостоятельности, накладывая большое количество обязательств и запретов. В таком случае ребенок лишается возможности принимать самостоятельные решения. Как в случае попустительства, так и доминирование негативно влияет на развитие самостоятельности, инициативности, формирования ответственности у ребенка.

Эмоциональное отвержение - игнорирование потребностей ребенка (воспитание по типу «золушки» - забота о ребенке носит формальный характер, ребенок чувствует себя ненужным в жизни родителей).

Жестокое обращениеродителей с ребенком заключается, прежде всего, в эмоциональном отвержении, игнорировании его потребностей, лишении удовольствий, применении наказания с использованием побоев. Может проявляться в открытой форме (жестокие расправы за мелкие проступки и непослушание), или в скрытой форме, как безразличие, злость по отношению к ребенку. Все это в большинстве случаев тянет за собой формирование агрессивности у ребенка, личностные расстройства.

Безнадзорность. Ребенок предоставлен сам себе, родители или откровенно не интересуются им и не контролируют его, или же объясняют это чрезмерной занятостью на работе и другими обстоятельствами. Часто при недостатке воспитания страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, в общении с родителями, в познании.

Выделяют также такие стили воспитания как неустойчивый и противоречивый.

При неустойчивом типе воспитания происходят резкие перепады от сурового воспитания до либерального и наоборот, от усиленного внимания к ребенку до эмоционального отвержения. Такой тип воспитания является причиной формирования у детей упрямства, склонности противостоять любому авторитету.

Противоречивое воспитание– это наличие нескольких стилей воспитания в одной семье, часто несовместимых и неадекватных, что проявляется в открытых конфликтах между членами семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка.

От родителей в первую очередь зависит то, каким вырастет их ребенок. При выборе метода воспитания мы зачастую руководствуемся наилучшими намерениями, но никто не застрахован от ошибок. Вооружайтесь пониманием и принятием, любовью и терпением, тогда у вас есть все шансы вырастить по настоящему счастливого человека!