Система Монтессори, применяем дома. Основные принципы

Автор
Система Монтессори, применяем дома. Основные принципы

Педагогику Монтессори часто называют методикой раннего развития. На самом деле система Монтессори предполагает не ранее, а оптимальное развитие ребенка. У деток до шести лет есть внутренние импульсы к познанию (сенситивные периоды), которые помогаю ребенку легко и непринужденно овладевать нужными знаниями и навыками. Цель родителей заметить каждый сенситивный период и обеспечить возможность максимально реализовать его. Дать соответствующие материалы для развития навыка, дать нужные знания в нужный момент. Для достижения этого есть основные принципы методики. О них мы и поговорим в этой статье. А в частности как придерживаться этих принципов дома.

Принцип первый. Свобода выбора. Мы должны дать ребенку возможность самостоятельно выбирать деятельность. Имея возможность выбирать, ребенок учится прислушиваться к себе и своим потребностям, формирует в ребенке инициативность и ответственность. Но для того, чтобы ребенок мог сделать выбор, нужно чтобы было из чего выбирать. Для этого очень пригодятся те стеллажи для игрушек, о которых мы говорили в прошлой статье. Игрушки должны быть разнообразными, направленными на развитие различных навыков и знаний. Но помимо игровой детской зоны, важна готовность мамы реагировать на желания и потребности малыша. Если малыш вдруг вместо того, чтобы кушать кашу, начал увлеченно перекладывать ее из одной тарелки в другую, вместо того чтобы ругать его, нужно объяснить, что это еда и с ней не играют. Но взамен предложить альтернативную игру – две мисочки (одно с чем-либо, вторую пустую) и ложечку, и пусть малыш удовлетворит свою потребность в освоении навыка пересыпания с помощью ложки. Но также, чтобы заметить сенситивный период, нужно чтобы среда обитания малыша была разнообразной. Например, есть период интереса к мелким деталям, когда малышу очень интересно перебирать бусинки и пуговицы, играть камешками. Это очень важный этап в развитии ребенка, так как для того чтобы играть ими ребенку нужно использовать пальчиковый захват (пинцетный захват тремя пальчиками), а в нем принимают участие те мышцы пальчиков, которые участвуют при письме. И если ребенок достаточно поиграет этими деталями, когда ему это интересно, то потом не будет проблем в умение держать ручку и написанием прописей. Но часто этот период пропускается из страха, что ребенок проглотит пуговицу. Но ведь ребенку можно все объяснить, как с чем заниматься, а не прятать от него все опасное на наш взгляд.

Второй принцип. Контроль ошибки. Ребенок имеет право совершать ошибки, а мы должны помочь ему научиться самостоятельно их исправлять. Конечно в условиях класса Монтессори, это просто, так как в материале Монтессори заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого. Дома же мы учим малыша, чем можем. Например, малыш разлил воду. Не спешите сами ее вытирать, покажите ребенку, где лежит тряпочка и как с ее помощью можно убрать воду (то есть самостоятельно исправить ошибку). Не ругайте за допущенные ошибки, а научите находить их и исправлять.

Третий принцип. Соблюдение правил. Введите правила общие для всех членов семьи. Правила должны быть удобные, разумные и выполняться всеми членами семьи. Например, если Вы хотите чтобы ребенок кушал только на кухне за столом, то этому должны следовать все. Сложно объяснить малышу, почему он должен делать так, если взрослые делают по-другому. Важное правило: поиграл – положи на место. Это правило одновременно разумное, легко поддерживать порядок, и в тоже время это удобно, когда ребенок захочет поиграть какой-то игрушкой - он точно знает, где ее найти, ведь он сам отнес ее на место. Еще одно фундаментальное правило - твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Так ребенок учится уважать потребности других, и знает, что с его потребности тоже считаются. Если малыш увлеченно чем-то играет (а через игру он обучается), а мама приготовила еду, проявлением уважения с ее стороны будет, подождать пока малыш завершит процесс. Тогда можно рассчитывать, что когда мама будет занята, ребенок тоже не будет ее отвлекать, а подождет пока она закончит.

Четвертый принцип. Разновозрастность. Дома это удается придерживаться если это не единственный ребенок. Но не беда, если у Вас пока один малыш. Просто нужно быть открытыми к общению, почаще приглашать других деток в гости.

Пятый принцип. Не делай за ребенка то, что он может сделать сам. Немного про этот принцип мы говорили в предыдущей статье. Это способствует развитие уверенности в себе, самостоятельности, решительности. Ребенок быстрее овладевает разными навыками, что формирует адекватную самооценку и удовлетворяет потребность во взрослении. Часто мамам этот принцип дается сложнее всех остальных, так как для мамы проще и быстрее сделать самой, чем показать малышу, как это делать и дождаться пока у него это получится. Совет для мам, если вы не спешите и есть возможность подождать, то «сядьте на свои руки» и ждите, помогайте в случае, когда ребенок попросил о помощи. Но это не значит, что тут же сделайте за него, а сделайте только ту часть, которая не получается у ребенка, а дальше предоставьте ему возможность завершить процесс. Это сформирует у него настрой на успех.

Шестой принцип. Отсутствие оценок взрослого. Не злоупотребляйте оценками ребенка и его деятельности. Проявляйте свое отношение через свои чувства. Это научит ребенка адекватно оценивать собственную работу, сформирует независимость от чьей-либо оценки и внутреннюю мотивацию к деятельности. Ребенок будет делать что-то, потому что ему этого хочется, а не из страха наказания или ради похвалы. Также не стоит сравнивать ребенка с другими, тогда стимуляцией к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим».

Вот мы и познакомились с основными принципами методики Монтессори, и как их придерживаться дома. Но очень важным в этой педагогической системе является материал. Он разнообразный, направленный на развитие разных знаний и навыков, и, конечно, всего не купишь и не сделаешь. Но кое-что мы может делать в домашних условиях. Но об этом мы поговорим в следующих статьях.

Юлия Пискунова,

перинатальный консультант, Монтессори-педагог Центра „Маленькое счастье”