Действенная помощь при аутизме

Автор
Действенная помощь при аутизме

С каждым годом увеличивается количество детей с аутизмом. При этом, аутизм не знает ни национальных, ни расовых границ. Сегодня аутизм – один из угрожающих диагнозов, наравне со СПИДОМ, диабетом и раком…

Понимание сущности аутизма приходит не сразу. Теоретические представления и консультации (тот режим, в котором работают специалисты поликлиник, психолого-медико-педагогических консультаций, комиссий, ведут прием большинство психиатров) совершенно не продвигают в этом направлении, скорее – утверждают в определенных стереотипах, которые повторяются как догмы без нужного осмысления и проникновения вглубь. Это касается как постановки диагноза, так и рекомендаций относительно коррекционной работы.

Стереотипность окружает ситуацию с аутизмом со всех сторон. Что касается диагностики, то тут две беды.

Во-первых, к аутистам зачисляют детей с иными психологическими, психофизиологическими и психическими проблемами, ориентируясь на такие показатели, как: а) контактность; б) речевые навыки, в) показатели интеллекта; во-вторых, детей с нарушениями аутистического спектра не распознают, видя в них только речевые или интеллектуальные нарушения. И в первом, и во втором случае причина ошибки – в отсутствии ориентира на целостное развитие человека и понимания того, что расстройство аутистического спектра определенным образом сказывается на всех уровнях психики – психомоторном (тело), эмоционально-социальном (чувства) и познавательном (разум).

Большинство коррекционных мероприятий, придуманных для аутистов, по нашему мнению, тоже стереотипны, направлены не на коррекциюразвития, а на поддерживание отклонений в развитии, приспособление к ним. Когда аутистов обучают отработке одних и тех же навыков, создают для них постоянные схемы–ориентации, проводят с ними индивидуальные занятия на одном и том же дидактическом материале, на которых присутствует один и тот же педагог, в одном и том же месте, то делают расчет на их склонность к постоянству и хорошую механическую память. Иными словами, для них создают своеобразные костыли, на которые они все время должны опираться. Тем самым у них поддерживается и утверждается аутичность.

Аутисты принципиально отличаются от всех других категорий детей тем, что у них нет врожденных социальных качеств: они как бы не радуются другому человеку, не терпят его присутствия в своих играх, не используют для общения жесты и слова, не откликаются на его обращения и просьбы, сами не обращаются за помощью к другому (или делают это необычным способом), занимаются только тем, чем сами хотят. Они непонятны и непредсказуемы, от них неизвестного чего можно ожидать. Поэтому специалисты, даже имеющие опыт работы с детьми других категорий, их боятся, не знают, что с ними делать, или же упорно пытаются заниматься с ними теми же методами, что и при коррекции иных психофизических нарушений.

Каждый аутичный ребенок имеет большую перспективу развития. Успешность этого процесса базируется, по нашему мнению, на трех китах:

  1. Для ребенка должна быть создана среда интенсивного социального развития. Желательно, чтоб эта идея пронизывала образ жизни семьи, но реализация ее должна осуществляться мудро – неуклонно и последовательно, но ПОСТЕПЕННО, с ориентиром на состояние ребенка. Это означает, что родители находят как можно больше возможностей, чтобы ребенок был среди людей, прежде всего – других детей, но при этом, чтоб там были взрослые, способные помогать ребёнку-аутёнку общаться, видеть, слышать, чувствовать других деток, распознавать их, учиться играть и заниматься чем-то ВМЕСТЕ с ними.
  2. Коррекционно-развивающая работа с ребенком должна происходить с ориентиром на его целостную психику. Традиционно коррекция нарушений аутистического спектра охватываетповеденческую, познавательную и эмоциональную сферы, при этомспециалисты медицинского (педиатры, неврологи, психиатры) и психолого-педагогического (специальные психологи, коррекционные педагоги) профилей как бы не замечают особенностей психомоторного развития аутичных детей, т.е. состояния их тела.При этом, характерной особенностью телесной организации аутистов является, например, нарушение такого базового свойства психики, как тонус. Как мы сейчас понимаем, именно тоническое напряжение обуславливает узость внимания аутистов, их «зацикливание» на отдельных стимулах внешней действительности, блокирует речь, поддерживает их стереотипии, тревожность, изолированность и отсутствие отзывчивости. Для нормализации тонического состояния не годятся массажи (так же, как для развития речи – занятия с логопедом). И тонус, и сенсорную интеграцию, и речь, и другие социальные процессы у аутистов надо «простраивать» в условиях, максимально приближенных к естественным, в игре и в общении, т.е. – в ситуациях, максимально приближенных к жизни. Если говорить о тонической регуляции, то лучшими методами коррекции (исходя из нашего опыта) зарекомендовали себя специальная кинезитерапия (терапия движением) и ее разновидность – нейрокинезитерапия. Важно также, чтоб тема раскрепощения тела ребенка, оптимального снятия напряжения (так же как и общения с ним) была в сознании, как родителей, так и педагогов, независимо от того, чем они с ребенком занимаются; и чтоб они любыми доступными методами (поглаживанием, телесным контактом, эмоциональным вовлечением, музыкальным сопровождением и т.д.) гармонизировали состояние ребенка. Из этой идеи вырастает следующая.
  3. Взрослые, окружающие ребенка с расстройствами аутистического спектра, должны быть особенные. Учитывая ограниченность его контактов с окружающей реальностью, они должны воплощать в себе все многообразие этого мира. И родители, и педагоги должны стремиться быть творчески легкими, разнообразными, эмоционально богатыми, способными подхватывать проявления ребенка, развивать, преобразовывать и обыгрывать их, «запускать» его речь и мотивацию, налаживать систему связей с окружающим миром. Именно на взрослых лежит задача сделать внешний мир привлекательным для аутят, а также – научить их общаться с другими людьми.

Стремясь найти самые эффективные методы коррекции расстройств развития при аутизме, мы осваиваем все доступное, выработанное человечеством, применяем на практике, анализируем результаты, а также – интенсивно разрабатываем свои подходы. Мы открыты для сотрудничества и будем рады всем, кто настроен так же, как мы, изменить ситуацию с аутизмом в Украине.

Автор: Татьяна Скрыпник

зав. лаборатории диагностики и психического развития ребенка Института

спец. педагогики НАПН Украины

Общественная ассоциация “СОНЯЧНЕ КОЛО”

//sunnycircle.org/