Особенности развития игры аутичного ребенка

Автор
Особенности развития игры аутичного  ребенка

Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познавания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступают другие ценности, а именно – мир социальных отношений. В норме человек всегда значим для ребёнка. С возрастом меняется только стиль и интересы общения.

В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркие цветные кубики, гладкая лакированная поверхность, матрёшки, звуки, с которыми неваляшка падает на стол, пересыпание из руки в руки блестящих камушков, перекладывание из руки в руку колечек от пирамидки.

Именно стремление извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравиться трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действие с предметами в соответствии с функциональными назначением аутичный ребёнок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него мене важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Так, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвозди» отказывается, перелистывает страницы книги, не пытаясь читать её, катает колечки от пирамиды, но не хочет собирать её.

При этом аутичного ребёнка часто удаётся научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенными в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню, из кубиков)

Однако не следует замечать лишь отрицательные стороны подобного отношения к предметам и игрушкам. Выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, ложиться в основу проведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности развития ребенка.

Особенности сенсорных игр

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными.

Зрительными – ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание.

Слуховые – ребёнок слышит разнообразные звуки.

Тактильные – ребёнок ощупывает посредствам прикосновений, ощупываний.

Двигательные - ощущение от движения тела в пространстве и ритма движения – ходьба, бег, танцы.

Обонятельные - ребёнок вдыхает и учится различать разные запахи.

Вкусовые – ребёнок пробует и учится различать вкус разных продуктов питания.

Вот некоторые сенсорные игры с водой.

Цветная вода

Для игры потребуется акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканчиков (в дальнейшем количество стаканчиков может быть любимым). Расставить стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку одного из основных цветов – красный, желтый, синий, зелёный (можете начинать с любимого цвета ребёнка. Если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) – и разведите в одном из стаканчиков.

Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элементы «волшебства»: «сейчас возьмём на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь…. опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!».

Обычно ребёнок заворожено следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая воду кисточкой – ребенок же своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравиться.

В этой игре ребенок быстро может проявить желание боле активно участвовать в происходящем – «заказывая» следующую краску или выхватывая кисточку и начиная действовать самостоятельно.

Смешивая краски, мы можем создать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цвета получаем оранжевый, из синего и желтого – зелёный, из красного и синего – фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Намочите плотный лист бумаги для акварели и положите на клеёнку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски – вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.

Игры с водой. Игры с водой имеют терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, даёт эмоциональную разрядку.

По этому полезно посещать бассейн, ребенок не только учиться плавать, но и может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

С учётом терапевтических свойств воды весьма вероятно, что сенсорная игра плавно перетечет в игру терапевтическую.

Игры с водой

Возьмите пластиковые бутылочки, пузырьки, стаканчики. Мисочки различных размеров. Теперь наполняем их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная».

Можно переливать воду из одной посуды в другую.

Наполните таз водой, организуйте игру «бассейн», где учатся плавать игрушки.

Сопровождая ход игры словесным комментарием: «Вот наша куколка пришла в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать – вот так. Поплыли!».

На следующем занятии поиграйте в «озеро», в котором плавают рыбки или уточки.

«Вот какое глубокое озеро – много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки – маленькие утята. «Кря-кря-кря! – говорит утка – Дети, плывите за мной!» Вот уточка вышла на бережок и греется на солнце» и т.д.

На следующем занятии играем в «море».

«Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! Вот поднялся сильный ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можем плыть дальше» и тд.

Так же можно поиграть в игры «купание кукол» и «мытьё посуды».

Экспериментируйте вместе с ребёнком.

Корсинова Маргаритамагистр психологии, практикующий психолог психологического центра «Я+ семья», член ассоциации арттерапевтов.