Инклюзивное образование в Украине уже доказало свою состоятельность

Автор
Инклюзивное образование в Украине уже доказало свою состоятельность

1 июня – День защиты детей. Его отмечают по всей стране. Но мало кто задумывается над тем, от чего именно следует защищать наших детей и какими правами они обладают. В действительности их не так уже и много. Одно из них касается образования. Как оно реализуется на практике? Об этом - интервью с координатором проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» Юлией НАЙДОЙ.

- Много лет назад, - начала разговор

Юлия Найда,

- мы проводили исследования относительно того, насколько наша общественность воспринимает людей с особыми потребностями. И большинство утверждало – да, это очень хорошо, что ребенок с особыми потребностями пойдет учиться в обычный садик, школу или в высшее учебное заведение. Да, это очень хорошо, что мы проводим мероприятия инклюзивного характера, и мы за то, чтобы сегодня общество открыло двери для людей с инвалидностью. А когда мы спросили у педагогов, готовы ли они к тому, что завтра в их группу или класс придет учиться такой ребенок, то количество утвердительных ответов очень и очень уменьшалось. Но за последние десять лет наше общество изменилось. Сегодня мы не только говорим – «да, мы согласны». Мы сегодня делаем конкретные дела, мы имеем большую сознательность, мы говорим – «да, я знаю, я умею, я смогу!»

Образование – это то, вокруг чего разворачивается проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине». Деятельность проекта направляется на разработку и обустройство образовательной модели, обеспечивающей совместную учебы детей, какими б разными они не были. Понятно, что само образование не преодолеет всех барьеров на этом пути. Поэтому проектом предусмотрено тесное сотрудничество образовательной системы с гражданским обществом. Для этого мы работаем с общественными организациями, политическими деятелями, государственными служащими, обычными гражданами, с соседями того ребеночка, который привлекается в общеобразовательную школу. Мы формируем общественное сознание.

В эти первоиюньские дни будут много говорить о детях и об их правах. Наш проект приближает реализацию права ребенка с особыми потребностями/инвалидностью учиться вместе со своими ровесниками по месту жительства, получая при этом всю необходимую специальную поддержку.

Пока такую возможность в нашей стране имеют не все дети. Большинство детей с особыми потребностями/инвалидностью обучаются в специальных образовательных заведениях, садиках или школах. В них работают высококвалифицированные специалисты – педагоги, воспитатели, медики и другие. Нужно признать - упомянутая система предоставляет образовательные услуги высокого качества. Но… Специальная система (и в этом состоит ее недостаток) в большинстве случаев отрывает детей от семей.

Чаще всего дети с особыми потребностями лишаются родительского внимания на неделю – домой они приезжают лишь на выходные дни. Но бывают и такие случаи, когда в семьи они возвращаются лишь на время каникул.

Вместе с тем, различными исследованиями, проводимыми в Европе, Америке и в Украине, уже доказано, что чем меньше ребенок находится в окружении близких ему людей, тем хуже у него формируются навыки общения и проживания в сообществе. Впоследствии ему бывает сложно выстраивать свою семейную жизнь, воспитывать собственных детей. Будучи уже взрослым, он вынужден познавать азы самостоятельной жизни.

Именно поэтому работа нашего проекта направлена на то, чтобы дети с особыми потребностями учились по месту жительства. Инклюзивное образование в полной мере решает эту проблему. И не только эту.

- Что вы имеете в виду?

- Вернусь к уже упомянутым мною исследованиям. Они показывают, что чем более образовано сообщество, тем лучших экономических результатов оно добивается и, как следствие – лучше живет.

Раньше (это касается не только Украины, но и других стран) считалось, что люди с особыми потребностями/инвалидностью могут работать лишь в определенных сферах. Там, где не нужно выполнять сложных операций. Поэтому получить престижную работу и особенно ту, которая предполагает высокий профессионализм, им было крайне сложно.

Времена меняются, а с ними меняется и отношение к людям с особыми потребностями/инвалидностью. Сейчас укореняется мнение, что они могут составить достойную конкуренцию кому угодно. И это мнение, замечу, не беспочвенно. Например, инвалидность не помешала многим нашим соотечественникам стать известными учеными, политиками, общественными деятелями, бизнесменами.

Я это к тому веду, что качественное образование, поскольку речь идет о нем, позволяет людям с особыми потребностями/инвалидностью утвердиться в этой жизни. Получив его, они будут в состоянии позаботиться о себе, а при необходимости - помочь окружающим. И тогда уменьшится острота постоянной социальной поддержки, а, следовательно, уменьшится и социальная нагрузка на государство.

Нужно понимать, что качественное образование для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями начинается с порога родного дома, с пребывания в соседнем детском саду, с обучения в общеобразовательной школе. Дети вместе учатся и также вместе приобретают опыт общения, совместного проживания, поддержки в обществе. Равные права, возможности и удовлетворение различных потребностей лежат в основе инклюзии.

- Много ли в Украине детей, которые требуют к себе особого внимания? И попутно – какие дети попадают в эту категорию?

- Согласно статистике, которую можно встретить в прессе, в Украине насчитывается 150-170 тыс. детей с особыми потребностями. Согласитесь, что это немало. Особенно если учесть, что речь идет о детях, возраст которых не превышает восемнадцати лет.

Понятно, что если взять во внимание и взрослое население страны, то эта статистика становится куда более внушительной. Отсюда и острота вопроса, который мы обсуждаем. Сразу становится ясно, что он имеет общегосударственное значение и касается очень многих судеб.

В мировой практике выделяются следующие категории, которые могут определять особые потребности или инвалидность людей: интеллектуальные, сенсорные, опорно-двигательные, поведенческие. Инклюзивное образование всегда предполагало - проблема состоит не в особых потребностях или инвалидности человека, а в неспособности общества реагировать на эти потребности, делать необходимые изменения для сограждан.

В нашем проекте в инклюзивный процесс вовлечено около 80 детей. Педагоги, администраторы, родители, представители общественных организаций стремятся наилучшим образом организовать образовательный процесс и специальную помощь этим детям на местах.

- Ваши примеры убедительны. Но как много делается для продвижения в Украине инклюзивного образования государственными и местными органами власти?

- На сегодняшний день принято ряд важных нормативных актов, которые содействуют развитию инклюзии. В частности, это – постановление Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2009 г., приказ Министерства образования и науки Украины от 21 декабря 2009 г. В перечисленных документах говорится о том, что инклюзивное образование должно развиваться во всех без исключения украинских регионах.

Сегодня местные программы инклюзии развиваются, но им нужна поддержка. Вопрос этот новый и очень важно его решать с учетом определенных правил и уже накопленного мирового и украинского опыта. Вот почему проекты, которые сегодня занимаются вопросами инклюзии, так востребованы.

- Насколько реально приспособить все общеобразовательные школы к потребностям детей, о которых мы сейчас говорим?

- В большинстве высокоразвитых стран, где образованию людей с инвалидностью уделяется большое внимание, практически все дошкольные учреждения, школы, колледжи и высшие учебные заведения являются адаптированными. Это значит, что если здание проектируется, то в проект закладываются все необходимые приспособления, удобные для всех. То есть, делается соответствующая адаптация. Если школа реконструируется, то она реконструируется тоже с учетом соответствующей адаптации. А иначе и быть не может.

Не только образовательные учреждения адаптируются, но и общественный транспорт, дороги, магазины, аптеки… Вся социальная сфера адаптируется, потому что она должна быть общедоступной. Та же дверная ручка может стать препятствием для некоторых из нас. Например, она высоко расположена или имеет неудобную конструкцию. Мы готовы кому-то помочь открыть дверь. Но сможем ли мы помочь подобным образом всем без исключения? Конечно, что нет. Отсюда вывод – нужно все ручки делать удобными для всех и располагать их на уровне, который тоже будет удобным для всех. Это и есть тот самый инклюзивный подход, к которому мы стремимся и за который мы агитируем.

Украина тоже должна стремиться к тому, чтобы максимально приспособить все учебные заведения к различным потребностям. Это вовсе не значит, что уже завтра нужно приступать к реконструкции всех учебных заведений. Все мы прекрасно понимаем, что такая масштабная работа потребует больших капиталовложений. Как впрочем, и много времени. Но ее можно выполнять постепенно и в рамках различных программ и проектов. Это то, что мы сейчас наблюдаем.

Например, в рамках проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» две общеобразовательные школы разработали и при поддержке местных властей реализуют планы трансформации. Одна из них находится в Симферополе (учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей №3») , а вторая – во Львове (общеобразовательная школа №95). Обе они со временем станут инклюзивными.

- Как давно в этом направлении работает ваш проект?

- С 2008-го года. Пока что в проект вовлечено два региона – Львов и Львовская область, Автономная республика Крым и Симферополь. Но мы намерены расширять свою деятельность. В скором будущем планируем делиться своими наработками с другими регионами и городами.

Проект занимаемся не только трансформацией школ, мы также разрабатываем учебные программы для подготовки и переподготовки будущих учителей, проводим семинары, тренинги, конференции, практические занятия. Также способствуем изменению действующего законодательства, усовершенствованию существующих документов. В ближайшее время при активной поддержке проекта будет разработано положение «Об инклюзивном образовании». Решение таких задач становится возможным благодаря тесному сотрудничеству проекта с Министерством образования и науки Украины, Министерством труда и социальной политики Украины, местными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

- Впереди лето. Чем вы будете заниматься в это время года?

- Этим летом нам не придется отдыхать. У нас большие планы. Достаточно сказать, что мы организовываем летнюю школу для учителей, родителей, представителей общественных организаций и местного самоуправления. Сначала две недели поработаем во Львовской области, а затем столько же - в Крыму. Сообща подумаем, как будем работать в ближайшие два года, скоординируем свою деятельность на это время.

- Как вы думаете, инклюзивное образование в нашей стране уже доказало свою состоятельность?

- Безусловно. Потому что многие украинские школы уже принимают детей с особыми потребностями. И абсолютно нормально работают в направлении инклюзии. Наш проект активизирует этот процесс и максимально помогает этим школам.

Максим НАЗАРЕНКО,

Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»

Мнения экспертов об инклюзивном образовании

МакФирсон ДАРСИ,председатель руководящего комитета проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине»:

- Я родился в конце 1975 года. Мне установили диагноз церебрального паралича и со временем перед моими родителями стал вопрос – какое образование я смогу получить. Существовали специализированные школы и меня могли направить туда на учебу. Но мои родители считали, что я способен получить образование вместе со своими здоровыми сверстниками. Доктора и учителя не соглашались с ними, но родителя настояли на своем, убедили всех, что я могу учиться в обычной школе. И не ошиблись: тридцать лет спустя я стал профессором права и президентом неправительственной организации.

Образование, которое я получил, значительно расширило мои профессиональные возможности. Ко мне относились не с оглядкой на особое состояние здоровья, а с учетом моего таланта, ума и моей способности взаимодействовать с другими людьми, что, безусловно, способствует достижению поставленных целей.

Как председатель канадского Центра изучения инвалидности я вижу изменения, происходящие в Канаде и в других местах. Этому способствует работа неправительственных организаций. Поэтому я глубоко убежден, что и в Украине, где разворачивает свою деятельность гражданский сектор, эти положительные изменения уже вскоре станут ощутимыми.

Ольга КРАСЮКОВА-ЭННС,директор проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине»:

- Мы, родители, хотим, чтобы наши дети, пришедшие в этот мир не такими, как другие, были счастливы, чтобы они получили хорошее образование, чтобы у них были друзья и чтобы они были успешными в жизни. Но кроме такой мечты у нас есть еще и обязанности. И, прежде всего, мы ответственны за благополучие наших детей. Как родители, как соседи, как общество, как система мы обязаны создать для них такие условия, чтобы они, как и все другие ровесники, жили полноценной жизнью, оставались в семьях.

Мы часто пытаемся устроить наших детей в уже существующей системе. Но при этом забываем говорить о готовности школы, педагогов, существующего законодательства учесть эти потребности, приспособиться к ним. А начинать нужно именно с этого. И всегда помнить, что инклюзия – это процесс. Процесс длительный по времени и непростой в реализации. Он заставляет иначе смотреть на нашу действительность с тем, чтобы ее усовершенствовать.

Галина КЛИМЕНКО,председатель родительской организации «Аутизм-2006»:

- Я мама взрослого ребенка с аутизмом и свою деятельность в проекте связываю с помощью таким же родителям, как и я, и их детям.

Практически все родительские организации Крыма принимают активное участие в работе проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине». Объединяются родители, дети которых имеют детский церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм и другие особые потребности. Мы выросли в другой системе. Считалось, что наше общество – это общество здоровых строителей светлого будущего. И в нем не было места для иных людей, таких, как наши дети. Но никто в этой жизни ни от чего не застрахован. Мы все верим, что наши дети будут здоровыми и счастливыми. Но иногда получается так, что в этот мир приходят люди, отличающиеся от других. Все родители близко принимают проблемы детей, особенно, родители детей с особыми потребностями/инвалидностью. Поэтому со всей душой приняли этот проект, пришли в него работать уже хотя бы для того, чтобы преодолеть существующие барьеры в сознании нашего общества.

В Украине сложилась такая традиция, что все системные изменения происходят благодаря таким проектам. Они предлагают новое мировоззрение, новые подходы к решению сложных и болезненных вопросов. В рамках действующего проекта мы стремимся к тому, чтобы отношение к инвалидности, к особым потребностям в Украине изменилось.

Людмила ВИШНЯК, директор учебно-воспитательного комплекса «Школа-лицей» № 3, г. Симферополь:

- В проекте принимают участие две общеобразовательные школы – львовская 95-ая и наш учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей № 3 имени Макаренко» из Симферополя. Наша школа одна из самых больших на юге Украины: у нас обучаются 1970 детей. Мы начали с того, что обследовали их. И оказалось, что 58 детей являются детьми, требующими специальных изменений для развития и обучение. Есть и дети со статусом инвалидов – 19 человек. А есть и такие, которые имеют от одного до тринадцати заболеваний.

Мы посмотрели – готовы ли работать при других, новых условиях? Нет, не готовы. Готовы ли наши родители воспринимать новые подходы? Не готовы. И мы начали с того, что подготовили значительный по объему проект трансформации нашей школы в инклюзивное учебное заведение. Сложность состояла в том, что все проблемы нам пришлось решать одновременно.

Инклюзивная школа – это безбарьерная школа. Оснащенная согласно требованиям детей с особыми потребностями пандусами, лифтами, с измененной архитектурой внутренних помещений, начиная с дверей и туалетных комнат. Если в классе два-три ребенка имеют проблемы со зрением, то это иная краска для стен. Если есть дети, имеющие проблемы со слухом, это иная обивка комнаты. Если у ребенка корсет, и он ходит в школу (а у нас есть дети, имеющие самую тяжелую форму сколиоза), это иная мебель. Сегодняшнее архитектурное состояние школы делает невозможным доступ в нее детей на колясках.

Одновременно необходимо обучать учителей. Все ли они восприняли новую идею? Нет, не все. Если сначала я выступала на педсоветах и меня не видели и не слышали, то сегодня вопросами внедрения инклюзивных подходов занимается почти весь коллектив, в том числе, и технические сотрудники. У нас становится все больше и больше сторонников.

Инклюзия – это территория добра. Инклюзивная школа – это территория защищенности ребенка. Я убеждена, что за инклюзивным образованием будущее. Большинство школ станут такими. Дети будут ориентироваться друг на друга, получая уроки нравственности, добра и мужества.

Ярослав ГРИБАЛЬСКИЙ,председатель Львовского областного отделения Украинского фонда «Реабилитация инвалидов», координатор проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» во Львовском регионе:

- Хоть о программе «Безбарьерная Украина» знает каждый, но от этого наша страна не стала безбарьерной. Мы бы не хотели, чтобы исполнение соответствующего приказа Министерства образования и науки снова свелось к металлическим конструкциям на лестницах в школах или к другим примитивным вещам. Поэтому обращаюсь к директорам школ, к учителям, к завхозам, которые хотят или имеют необходимость принять на учебу детей с особыми потребностями, - наступает период летних каникул и, соответственно, ремонтных работ. Заглядывайте в действующие нормативные документы, просчитывайте, что нужно сделать, и тогда со всем будет легче справиться.

Меня часто раздражает, когда говорят – нет денег. А когда спрашиваешь, сколько вам нужно средств для того, чтобы что-то сделать, отвечают – сколько дадите. А еще лучше – дайте много денег. Это нельзя считать нормальным подходом. Мы должны точно знать, что хотим сделать, и иметь соответствующую смету. К таким вещам мы должны подходить максимально прагматично, а к детям – с душой. Я не скажу, что сразу после упомянутых изменений в наших подходах Украина превратиться в безбарьерную, но уверен, что тех барьеров станет намного меньше.

Интервью предоставлено

Сергеем Губиным,

руководителем Национального пресс-клуба «Українська перспектива»