Как должен развиваться ребенок: таблица периодов от психолога Стэнли Гринспена

Автор

Родители с младенческих лет беспокоятся о развитии своего малыша. Для них важно, вовремя ли он начал говорить, ходить и играть с другими детьми. Попробуем разобраться, как на самом деле развивается ребенок.

Американский детский психолог Стэнли Гринспен изучал эмоциональное и интеллектуальное развитие детей и пришел к выводу, что в его основе лежит общение со взрослыми. Согласно этому, им была создана таблица, в которой перечислены важные навыки общения детей. Они могут развиваться с разной скоростью и не обязательно в строгой последовательности.

КАК ЭТО БЫВАЕТ

Стэнли Гринспен считает, что возникающие у некоторых детей сложности в развитии напрямую связаны с нехваткой или отсутствием навыков общения.

Обращаясь к психологу, родители вместе с ребенком возвращается на ту стадию развития, где эти возникли эти пробелы, и пытаются их заполнить.

Так, например, 3-летняя Катя с увлечением играет в игры (играет в «доктора», с куклами), но стоит только маме выйти из комнаты, сразу же бросает игру и начинает тревожиться.

Психолог начинает работать с ней на первой стадии: когда она прижимает к себе плюшевого зайца – поощряет ее, чтобы она почувствовала себя спокойнее без мамы, а также учит находить то, что доставляет ей удовольствие: теплый плед, яркая книжка с картинками, аудиозаписи сказок.

Учитывая неоспоримый факт, что первые навыки общения дети получают от своих родителей, важно, чтобы мамы и папы разговаривали с ними, вместе играли в игры.

ТАБЛИЦА РАЗВИТИЯ

В этой таблице родители могут увидеть, на какой стадии развития находится их ребенок. Если возникнет необходимость, они могут проконсультироваться с психологом и вернуться на одну из них.

ОТ 0 ДО 3 МЕСЯЦЕВ

У ребенка должна выработаться саморегуляция (или умение самостоятельно успокаивать себя) и интерес к миру.

Задача ребенка: научиться обращать внимание.на тот же предмет, что и взрослый, а также взаимодействовать с другими людьми, сохранять спокойное состояние и усваивать информацию из общения.

Задача родителей: помочь ребенку «влюбиться в мир». Для этого поощрять его интерес ко всему новому ласковыми словами и интонациями, улыбками, поглаживаниями - всем, что доставляет ему приятные ощущения.

ОТ 2,5 ДО 5 МЕСЯЦЕВ

Ребенок учится отвечать на обращение взрослого.

Задача ребенка научиться вступать в общение с другими людьми, чтобы развиваться. Это такой возраст, когда ребенок близкого человека уже может выделить как особого, реагируя на его мимику, удовольствие от общения с ним.

В этом возрасте у ребенка появляется «социальная» улыбка, которая адресована конкретному человеку.

Задача родителей: инициировать общение с ребенком, обмениваться взглядами, улыбками, постоянно рассказывать о чем-то, играть в короткие детские игры (ладушки, «идет коза рогатая» и так далее).

ОТ 4 ДО 10 МЕСЯЦЕВ

Возникает преднамеренное и взаимное общение.

Задача ребенка: уметь начать общение первым. Например, с улыбки, ожидая, что ему улыбнутся в ответ. Малыш уже умеет выражать свои чувства и показывать намерения с помощью звуков, жестов, мимики, движений.

У ребенка складывается чувство реальности, поэтому он уже способен отличить свои действия от чужих и понимает значения «я» и «ты».

Задача родителей: прислушиваться к сигналам ребенка и отвечать на них, откликаться на инициативу.

От 10 ДО 18 МЕСЯЦЕВ

Цель - решение социальных задач, начало самосознания.

Задача ребенка: взаимодействие с миром и решение вместе со взрослыми разных задач. Например, ребенок может взять маму за руку и подвести ее к шкафу с одеждой, тем самым давя понять - «пойдем гулять».

Все умения, полученные из предыдущих стадий, объединяются в длинные цепочки. Поэтому если ребенок голоден, то он уже может показать взрослому на еду.

Также на этой стадии ребенок учится управлять своим настроением.

Задача родителей: показывать малышу, что он понят, а его желания и переживания учтены, проявлять терпение, если сразу не понятно, чего конкретно хочет ребенок.

ОТ 18 ДО 50 МЕСЯЦЕВ

Формируются символы, используются слова и понятия.

Задача ребенка: употреблять слова осмысленно. Если он раньше обнимал маму, то теперь может сказать «Я тебя люблю!», а вместо того, что плакать - «Не хочу!».

Ребенку следует играть в игры с реальными или придуманными сюжетами – например, в скорую помощь, чаепитие, атаку монстров.

Задача родителей: разговоры с ребенком, уважительное отношение к его занятиям, поощрение игры и задействование в нее.

ОТ 30 ДО 42 МЕСЯЦЕВ

Развитие эмоционального мышления, логики и чувства реальности.

Задача ребенка: научиться устанавливать логические связи между осмысленными понятиями, а также понимать как собственные эмоции, так и переживания других людей.

Кроме всего, в этом возрасте у ребенка появляется понятие времени и причинно-следственных связей. Теперь дети могут не только высказать свои желания, но даже объяснять их. Они увлекаются играми с правилами и даже изобретают новые.

Задача родителей: бережное общение с ребенком, без перегруза информацией, проявление живого интереса.