Как научить ребенка не бояться людей в белых халатах?
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Учимся не бояться людей в белых халатах: играем в больницу и пишем письмо своим страхам.
Каждый человек подвластен «страху белого халата»: мы боимся уколов, отказываемся глотать таблетки и ложиться на операционный стол. Удивляться здесь нечему — страшный образ доктора и всего, что с ним связано, отпечатывается с детских лет (помните мамино — «Будешь плохо есть, придет доктор и сделает укольчик!»). Сначала живется спокойно, а потом вдруг начинается: болючие процедуры, серые кабинеты, горькие лекарства, холодный фонендоскоп...
Малыш не понимает, что его спасают — ему просто страшно. А если к приобретенным страхам прибавить врожденные (в том числе, полученные в результате родовых травм) — нервных болезней не избежать. Как научиться контролировать страхи и что с ними делать, нам рассказали психолог, волонтер проекта «Больничные клоуны Черкасс» Виктория Дорошенко и психотерпевт Ирина Мясникова.
Многое в формировании «больничного» страха зависит от врача и атмосферы, которую он создает. Если доктор умеет переключить внимание ребенка, поиграть с ним хоть немного, заинтересовать, то малыш не будет бояться врачей и посещения больницы. Но на такое «игривое» отношение можно надеяться лишь в частных клиниках — в государственных больницах врачам не до сантиментов.
Поэтому о комфортном посещении педиатра должна позаботиться в первую очередь мама. Как? Переключать внимание на что-то интересное в кабинете или происходящее за окном, а также задействовать захваченную из дома игрушку, книжку или даже инструменты доктора.
БОЛЬШИЕ ДЕТИ
Из запуганных детей вырастают напичканные страхами взрослые. Однако ставить на себе крест не стоит, ведь одержать победу над своими фобиями можно в любом возрасте.
ТВОРЕЦ БЕССТРАШИЯ. Самый простой способ — нарисовать свой страх или написать ему письмо. Способ кажется детским и в чем-то нелепым, однако именно со взрослыми он работает превосходно. Если решитесь рисовать — будьте внимательны к деталям и максимально конкретизируйте образ. Если рисуете страшного доктора, прорисуйте все — от цвета ногтей до выражения глаз. Художественные способности не важны, главное — вытянуть пугающий образ из подсознания.
После этого постарайтесь описать нарисованное вслух. Смысл практики в том, что после всех манипуляций пугающий образ начнет очеловечиваться, а значит, станет роднее и перестанет пугать. Если вы будете писать письмо, начните, как и в обычном письме, со слова «Дорогой...» и назовите обидчика по имени — Страх. А дальше пишите все, что думаете о нем и ваших взаимоотношениях, а в конце обязательно поблагодарите его за то, что он был в вашей жизни. Сделать это будет несложно, поскольку польза от страха огромная — именно он включает инстинкт самосохранения, учит нас заботиться о своем теле и часто двигает нашим развитием.
ЧАСТАЯ ПРИЧИНА — РОДОВАЯ ТРАВМА
Особняком стоят врожденные страхи, которые отличаются от приобретенных невероятным сопротивлением тела. Так, например, некоторые люди физически не могут проглотить таблетку или заболевают чем-то валящим с ног буквально на пороге кабинета стоматолога. Такое телесное «выключение» говорит о том, что проблема засела давно и глубоко и, скорее всего, вызвана психотравмой, полученной во время родов. Одна из наиболее часто встречающихся причин страха глотания — травмы, связанные со страхом удушения, например, обвитие пуповиной.
Важно понимать, что подобные фобии — лишь симптом глубокой внутренней проблемы, и важно, во-первых, разобраться с тем, что их создает, а уже потом прожить травматический опыт в безопасной обстановке (в кабинете психотерапевта), осознать свои ограничивающие убеждения и получить новый опыт общения со страхом.
ЗАЩИТА. Вторая причина сильных страхов, запечатанных в теле — неосознанная защита от какого-то внешнего воздействия. Так, если ребенка заставляли есть, во взрослом возрасте он может реагировать неспособностью глотать таблетки, заменив ими образ нежелательной еды. Другой пример: если ребенок однажды заболел перед плановым визитом к школьному стоматологу, тело запоминает «радость избавления» и всю жизнь будет отключаться на пороге кабинета зубного врача.
С этим можно жить долго и счастливо, но если такие страхи мешают — работать с ними следует у специалиста. В ходе психотерапии важно понять причину реакции и осознать «внешнюю силу». С осознанностью исчезнет потребность противодействовать ей, а значит, уйдет и сам симптом — страх.
Легче всего преодолеть страх в раннем детстве.
ИГРА. После первого года жизни нужно играть «в больничку». Притом важно, чтобы в этой игре доктором был сам ребенок, а родитель должен изображать больного «на всю катушку» и спрашивать: «Доктор, что со мной? А как мне надо лечиться?». Так ребенок почувствует важность — и свою, и докторских дел. В конце игры даже можно поныть, но потом обязательно перевести все в шутку и поблагодарить за лечение.
МУЛЬТИКИ. После двух лет можно включать малышу мультфильмы, в которых добрый доктор лечит больных. Так врач запомнится как спаситель, а не ночная страшилка.
СКАЗКИ. Если страх белого халата уже пришел, позовите на помощь сказочных героев. Когда ребенок не хочет пить невкусное лекарство, можно рассказать сказку о птичке, которая, чтобы научиться летать, должна была съесть горькую ягодку. Таким образом, используя чужой (в данном случае птичкин) опыт, мы помогаем ребенку понять необходимость лечения.
МАМИН СТРАХ. Если мама боится врачей и не любит лечиться, нелепо ожидать, что ребенок смело перешагнет порог больницы, поэтому перед тем, как учить ребенка «не бояться», маме нужно побороть собственный страх.
НАГРАДА ЗА ОТВАГУ. В частных лабораториях за мужественно сданный анализ одаривают конфетами, медалями и грамотами, поэтому дети идут туда охотно. Однако если возможности сдать анализ в частной клинике нет, следует придумать награду ребенку «от мамы», которую он получит после того, как дело будет сделано. Чтобы не придавать сверхважности такому простому процессу, как сдача анализов или осмотр доктора, не обещайте велосипед или планшет — придумайте простую безделушку.
ФРАЗЫ. Настраивая ребенка на визит к доктору, никогда не говорите: «Тебе там не будет страшно и не будет больно». Помните: частицу «не» встревоженный неизвестностью мозг не слышит, и малыш воспринимает этот разговор как страшилку. Лучше рассказать, как там будет классно и полезно (но только правдивые факты), и после этого вы сможете пойти в кафе. Таким образом акцент с пугающего события сместится на приятное и будет ясно, что жизнь после посещения доктора продолжается.
НА КОЛЕНКАХ. Важен малышу и контакт с мамой, поэтому по возможности держите ребенка на руках или за руку, рассказывайте что-то приятное.
[news id="1245628"]