Малыш и творчество
- Автор
- Дата публикации
Малыш родился и использует все доступные ему способы познать окружающий мир. Для него интересно все – животные, природа, звуки, предметы, люди, музыка, ощущения – малыш всему уделяет свое внимание и делает это с удовольствием.
У нас, родителей, есть масса вариантов, как помочь своему чаду в этом нелегком деле. Мы читаем ему сказки, показываем разные картинки, используем диски с разной развивающей информацией, покупаем множество разных игрушек, гуляем с малышом и т.д. В нашем арсенале способов помощи малышу в развитии также есть и совместное с малышом творчество. Давайте попробуем разобраться в том, что именно дает малышу творчество, как его можно использовать в домашних условиях.
Для начала хоть приблизительно определим, что в себя включает творчество. Творчеством могут считаться любые действия, которые приводят к созданию каких-либо произведений, творчески можно подходить к любому, приносящему удовольствие, процессу. Также к творчеству мы относим рисование разными способами (руками, кисточками, карандашами, фломастерами…), аппликации из сначала более простых, а далее усложненных заготовок с использованием круп, тканей, материалов живой природы. Также в понятие творчества мы включаем лепку из разных материалов (пластилин, глина, тесто), плетение, вязание, вышивание, украшение чего-либо и весь тот креатив, который вы сами вносите в этот процесс.
Теперь посмотрим на творчество с разных сторон.
Во-первых, творчество – это веселое и занятное времяпровождение с ребенком. Творчество во всех его проявлениях дает нам возможность на некоторое время снова погрузиться в фантастический мир детства, снова в душе ощутить себя ребенком, наполнится детской непосредственностью – позволить себе побыть ребенком рядом со своим ребенком. Это открывает дополнительные возможности понимания друг друга, дарит радость совместной деятельности, углубляет дружеские, доверительные отношения с ребенком.
Во-вторых, творчество – это способ развития ребенка. Создавая любой «шедевр» – Вы расширяете познания своего ребенка об окружающем мире. Показываете, сколько прекрасных вещей его окружает и как много замечательного он может сделать сам. Также, используя разные материалы, Вы способствуете развитию моторики, тактильных ощущений. Выполняя простые и несложные операции в процессе творчества, Вы развиваете у ребенка мышление, логику, его интеллектуальные способности. Развитие воображения, фантазии – это тоже заслуга творческого процесса. Экспериментируя с мелкими материалами, Вы помогаете малышу учится координировать свои действия, управлять своими руками. Например, возьмите силуэт какого-нибудь животного, зарисуйте с малышом внутри силуэта клеем, затем предложите ребенку засыпать пшеном, гречкой, или любой другой крупой рисунок. Потом стряхните лишнюю крупу, и у Вас получится милое животное, одетое в «модную шубку».
Не следует также забывать и о том, что творческий процесс может включать в себя изучение форм, цветов и даже может стать первыми шагами для малыша в изучении иностранных языков.
Третьим, немаловажным аспектом творчества является его психологическая значимость. Ребенок еще только учится быть личностью. Личностью со своими эмоциями, чувствами. Творчество способствует развитию эмоциональной сферы, учит ребенка выражать свои чувства, справляться с ними. Творчество помогает в развитии спонтанности реакций, инициирует самовыражение ребенка. А родительская улыбка, поддержка и участие в процессе творчества формируют у ребенка позитивное отношение к себе и своим поступкам. Предложите маленькому художнику на огромном листе бумаги поэкспериментировать пальчиковыми красками, позвольте ребенку полностью погрузится в этот процесс (не боясь испачкаться с головы до ног), самому выбирать краски и способ их нанесения на бумагу. Это и весело, и полезно.
Также, в-четвертых, творчество является и своего рода терапией для детской души. В процессе рисования, создания любого творческого продукта ребенок получает необходимые условия для психологической разрядки, снятия внутреннего напряжения. Эмоции и чувства, которые накапливаются внутри маленького человечка, еще не осознаются ним. Ребенок иногда капризничает, нервничает, плачет без видимой на то причины – дайте ему порисовать, помогите что-то слепить, что-то приклеить. Создайте ему необходимые условия для того, чтобы чувства, переживания, напряжения, которые у него внутри смогли выйти наружу. Таким образом, вы проявляете свое понимание детских переживаний и предлагаете ребенку варианты решения этих сложностей.
Здесь можно попробовать работу с пластилином: пусть малыш познакомиться с ним, хорошо помнёт его в руках, поучится отрывать кусочки, катать «колбаски», делать «блинчики». Затем можно вырезать из красного картона форму Божьей коровки и, отделяя маленькие черные кусочки пластилина, украсить ее «костюмчик» – прижимая эти кусочки пальчиком к картону.
Самые маленькие участники творческого процесса не всегда берут активное участие в нем. Но даже пассивное участие – простое созерцание за родителем уже полезно для ребенка. Родители являются для маленького человека примером для подражания. Глядя на них, ребенок понимает, что выполняя определенные действия самостоятельно можно в результате получить веселую картинку, необычную игрушку, а также массу приятных эмоций.
Таким образом, творчество открывает нам широкий спектр возможностей для развития ребенка, помогает нам в построении глубоких дружеских отношений, улучшает эмоциональное состояние ребенка, всесторонне развивает и учит ребенка спонтанности самовыражения.
В любом случае время и внимание уделенное ребенку в процессе творчества благоприятно отразятся на его развитии и самовосприятии. Со своей стороны он будет радовать Вас осваивание все новых и новых умений, расти и развиваться.
Марина Римская, психолог Центра Мир Гармонии