Мальчики и девочки. Часть-2. Разница в воспитании
- Автор
- Дата публикации
Я+Семья
Мальчики и девочки. Часть 1. Сходства и различия
Специфические различия между детьми разного пола определяются не только биологическими предпосылками. Большая часть этих различий формируется или закрепляется уже в процессе воспитания, поскольку родители с первых дней сознательно или неосознанно растят своего малыша в соответствии со своими представлениями о том, каким должен быть будущий мужчина или будущая женщина.
Все хорошо знакомы с такими портретами – стереотипами: сильный, решительный, скрывающий свои чувства мужчина и слабая, нежная, готовая к подчинению женщина. С самого начала родители общаются с мальчиками и девочками несколько по-разному.
Замечено, что матери проявляют большую чувствительность к настроению сыновей, чаще прикасаются к ним, острее реагируют на состояние беспокойства. Отцы стараются пробудить в мальчике большую двигательную активность и исследовательское поведение.
В то же время с девочками больше разговаривают, быстрее предлагают помощь при затруднениях.
Будущему мужчине обычно приписывают и стараются привить такие черты , как смелость , настойчивость , самостоятельность сдержанность в проявлении чувств и активность «жизненной позиции».
От будущей женщины ожидают изящества, мягкости, внимания, сочувствия к другим, готовя ее к роли хорошей хозяйки и матери.
Мальчиков чаще ругают, даже самых маленьких. По отношению к мальчикам речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, не трогай, перестань, дай, принеси), а в разговоре с девочками чаще употребляются слова, выражающие эмоции и чувства (нравится, люблю, веселая, грустная).
Кроме того, существуют различия в реакции детей различного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определенные отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа «Я тобой недоволен» . Мальчике должен знать , чем конкретно вы недовольны , и иметь возможность вновь «проиграть» свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга.
«Что ты ревешь, как девчонка? Мальчики не плачут!» - сурово или насмешливо говорит отец. И вот у малыша, рыдающего от боли или обиды, в подсознании откладывается: «этим девчонкам» можно свободно выражать свои эмоции, а ему это «не положено», придется поискать другой способ снятия стресса. От природы мальчики обладают большей агрессивностью, чем девочки. Слишком ранние и настойчивые призывы к проявлению «мужества» могут спровоцировать и развитие агрессивности – мальчик, которому не позволяют вовремя выплакаться, возможно, привыкнет «выпускать пары» иным образом – ударив другого ребенка, разломав игрушку, нагрубив бабушке…
«Куда ты лезешь? Это только мальчики лазят по деревьям, а ты же девочка!» - причитает взволнованная мама. Если ограничения такого рода преследуют девочку постоянно, с большой вероятностью она начнет жалеть, что родилась не мальчиком: ведь им «можно» столько интересного!
Для психического и душевного равновесия, формирования адекватной самооценки, построения гармоничных отношений ребенку необходимо научится принимать себя со всеми индивидуальными особенностями. И конечно, принадлежность к мужскому или женскому полу - одна из основных составляющих самоощущения. Поэтому так важно, чтобы осознание и освоение «гендерной роли» (особенностей поведения, ожидаемых обществом от представителя того или иного пола) происходило в условиях положительного подкрепления, когда у ребенка есть возможность искренне порадоваться, что он родился именно мальчиком или девочкой.
Каждый ребенок – это бесценный дар. Не лишайте его радости быть самим собой.
Важно, чтобы родители сумели отделить свои идиалестические представления о том, как именно и насколько должна проявляться «мужественность» сына и «женственность» дочери (особенно в ранние годы) от индивидуальных особенностей ребенка, позволяющих или препятствующих приближаться к этим идеалам.
Слишком строгое разграничение половых ролей, ограничения и навязывание стандартов поведения, как правило, приводят к отрицательным результатам. А вот позаботится о том, чтобы перед глазами малыша было как можно больше положительных образов «настоящих мужчин» и «истинных женщин», с которых он ненавязчиво сможет брать пример, - гораздо более продуктивный путь. Но часто случается, что мама растит сына одна или же папа слишком занят, чтобы успевать подать мальчику достаточно примеров «мужского поведении». В этом случае, помимо «теории мужества», которую, мама, конечно же, будет понемногу преподавать сыну, нужно позаботиться и о том, чтобы у мальчика была возможность регулярного общения с мужчинами, которым ему захочется подражать.
Наиболее продуктивный подход к воспитанию заключается в том, чтобы не пытаться «вложить» в ребенка готовые модели поведения и принудить его соответствовать определенным образцам, а лишь создавать ему условия, в которых принятие тех или иных образцов будет его личным выбором. В формирование мужественности или женственности, наша задача - показать ребенку примеры того, что мы считаем истинным в образе «настоящего мужчины» или «прекрасной дамы», и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола.
Татьяна Тарасенко