Девочка: все, что вы должны о ней знать

Автор
Девочка: все, что вы должны о ней знать

«Уже маленькие девочки обнаруживают в своем отношении к кукле такую заботливость и тонкое чутье к предметным деталям ухода, что их как будто окружает подлинный ореол материнства. Мальчик совсем иначе обращается с куклой. Он заставляет свою куклу прыгать и маршировать, сажает ее в качестве седока в тележку, верхом на игрушечных животных и вскоре бросает ее».

В. Штерн, немецкий психолог

И даже когда до кукол еще очень и очень далеко, когда вы только что услышали от врача подтверждение, что у вас будет ребенок, первый вопрос, которым вы задаетесь: а кто этот ребенок – мальчик или девочка? Но, даже задавая себе этот вопрос, мало кто задумывается о том, как правильно обращаться с сыном или дочкой. Ведь, кажется, невелика наука: пока маленькие, все детки развиваются одинаково, как-нибудь разберемся. А разбираться надо не «как-нибудь», а очень тщательно. И инструкций-таблиц роста и веса мальчиков и девочек, которые печатаются во всех книгах для молодых мам, совсем недостаточно. Как, впрочем, и рекомендаций о том, что должен уметь ребенок, как должен развиваться ребенок, как вести себя с ребенком… С бесполым ребенком?

Нет! И об этом свидетельствуют проведенные не так давно исследования биотоков мозга новорожденных и 1—3-месячных детей: мозг мальчиков и девочек работает неодинаково! Если проанализировать взаимодействия электрических потенциалов разных областей коры мозга (моторных, зрительных, слуховых или ассоциативных), можно сказать какого пола ребенок. Мозг малюток готов впитывать информацию, воспринимать и анализировать все, что их окружает. Но уже с первого месяца жизни у мальчиков и девочек это происходит по-разному.

И здесь мы поговорим о девочках – тонких натурах с уникальной логикой (мальчики отдыхают), об особенностях их развития. Кстати говоря, наши предки были очень правы, когда придумали выражение: «сделать девочку – ювелирная работа». Сегодня это подтверждают ученые: оказывается, «сделать» мальчика действительно намного проще, чем девочку.

От малютки до школьницы

Есть контакт!

С самого рождения для девочек самое главное – эмоциональный контакт. Девочки любят проявления повышенной эмоциональности со стороны окружающих (конечно, в разумных пределах, а не так, чтобы малютка вскидывалась в испуге уже при приближении «гиперактивного» «громкого» родственничка). Так что задача родителей и близких: мягко эмоционально подпитывать любые свои действия, будь то кормление дочурки или переодевание памперсов.

Девочки обычно начинают говорить раньше мальчиков, и все дальнейшее развитие девичьей психики проходит на фоне «оречевления». Мальчишки же еще какое-то время развиваются на наглядно-образном уровне.

У девочек уже с первых лет жизни теснее связь между функциями правого и левого полушария мозга, чем у мальчиков. Потому-то даже у взрослых мужчин если логическое мышление – то логическое, если образное – то образное. А вот у женщин – так называемая странная женская логика. Но ничего странного в ней нет, она просто более многогранна: женщины в любое логическое рассуждение привносят образность и наоборот: образное мышление они обязательно стараются перевести на речевую основу.

Играем

Возраст от 3 до 5 — время традиционных игр девочки в дочки-матери и куклы, сказочных фантазий, когда она стремится быть красивой, похожей на маму, на принцессу и русалочку, время первой «романтической влюбленности». В папу, которому отводится роль идеального мужчины. Давно не секрет, что отношения с мужчинами подросшая девочка будет строить, исходя из модели своих отношений с отцом, поэтому папе не надо смущаться – это нормальная дочкина «игра», гордитесь этим, значит, вы для нее – серьезный авторитет. Не стесняйтесь почаще обнимать, целовать, брать на руки – все это закладывает основу будущих успешных отношений с противоположным полом.

Впрочем, часто в дошкольном возрасте возникают и первые влюбленности в мальчиков, в которых, разумеется, нет никакого эротического подтекста, но однозначен подтекст половой: маленькие женщины пробуют «на зубок» те роли, которые рано или поздно будут применять в жизни.

Учеба

Интеллектуальная и эмоциональная готовность девочек к школе лучше, чем мальчиков, и подтверждение этому – результаты исследований. Средняя оценка успешности мальчиков по основным школьным предметам — 3,9 балла (по традиционной 5-балльной шкале), а у девочек — 4,3 балла. И различается не только успешность, но и физиологическая «цена»: к концу первого класса утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.

Здоровье

Половое развитие девочки начинается не с наступлением подросткового возраста, как многим кажется, а гораздо раньше, и заботиться о том, чтобы оно прошло успешно, родители должны с самого раннего возраста дочки. Новорожденной девочке уже достается определенный набор половых гормонов от мамы. Причем иногда в первые дни жизни у малышки происходит настоящий гормональный криз, во время которого набухают молочные железки и из них могут выделяться капельки белого цвета, напоминающие молоко. Могут появиться выделения и из влагалища девочки, иногда в виде белей, а иногда даже в виде кровянистых капелек, удивляющих и пугающих неподготовленных мам. В этом нет ничего страшного, если процесс не затягивается, но для пущего успокоения можно проконсультироваться с педиатром.

Вскоре материнские гормоны прекращают действовать, и половое развитие девочки протекает по большей части в психологической сфере. И это очень важный период, во время которого определяется самосознание и самоутверждение ребенка как девочки, будущей женщины.

Особенности

Почему-то педиатры всегда говорили мамам поменьше заглядывать «туда». А надо делать наоборот! Почему?

1. После рождения у девочки могут остаться следы первородной смазки (между большими и малыми половыми губами), которая очень плотно прилегает к коже и может вызвать ее воспаление. Смазку необходимо очень нежно удалять: во время мытья в ванночке ваткой все снять, просушить, а затем обильно смазать детским кремом или маслом (только купленными в аптечной сети!). Если же малышка очень склонна к аллергии, пользуйтесь старым бабушкиным способом: обычным подсолнечным маслом, прокипяченным на водяной бане.

2. Физиологическая особенность этого возраста такова, что собственной смазки малышке недостаточно, поэтому детские лосьоны, кремы и масла всегда должны быть под рукой, и ими надо смазывать половые органы маленькой девочки регулярно.

3. Так как кожа «там» очень нежная, она подвержена воспалениям. Самое распространенное заболевание – вульвовагинит (воспаление наружных половых органов), проявляющийся покраснением, зудом, обильными выделениями с резким запахом. Вызвать его может множество причин: инфекция, лечение антибиотиками, глисты, болезни носоглотки, кариес зубов, проблемы с желудочно-кишечным трактом. Кстати, эти знакомые всем болезни, становясь с возрастом хроническими, несут в себе немалую опасность: они могут «аукнуться» нарушениями цикла, нерегулярными болезненными месячными, бесплодием.

Поэтому самое главное не лечение, а правильная профилактика.

• Регулярно водите ребенка к стоматологу, помните, что болезнетворные микроорганизмы попадают со слюной в желудочно-кишечный тракт.

• Тщательно лечите горло: во время простуды воспаляется слизистая не только носоглотки, но и наружных гениталий. Поэтому, когда девочка болеет любыми катаральными инфекциями, надо особенно внимательно ухаживать (интенсивно обрабатывать, смазывать, подмывать противовоспалительными травками, причем периодически их менять, чтобы не было привыкания) за половыми органами, не дожидаясь, пока начнется воспалительный процесс.

• Во время приема антибиотиков девочки с самого раннего возраста обязательно должны принимать противогрибковые препараты (нистатин, леворин, с 6-12 лет флуконазол)!!!

• Бывает, что визит к детскому гинекологу по поводу вульвовагинита заканчивается в кабинете у гастроэтеролога: вульвовагинит часто является следствием хронической гастроэнтерологической патологии.

4. Синехии (срастание половых губ) бывают у девочек в возрасте от рождения до 6 лет. Это происходит по двум основным причинам: от переизбытка послеродовой слизи или от недостаточно внимательного ухода за половыми органами ребенка. Если подгузники менять недостаточно часто, нежная кожица и слизистая воспаляются и из-за недостатка естественной смазки «склеиваются». Бывает, что вследствие срастания закрывается даже уретра и это становится причиной острой задержки мочи или затрудненности и боли при мочеиспускании. Ни в коем случае не надо пытаться самим что-то сделать! Проблема устраняется только врачом амбулаторно, под местным наркозом. Через некоторое время после манипуляции необходимо повторно показать ребенка врачу, поскольку не исключено скопление кристалликов солей мочи, которые могут вызывать повторные раздражения и воспаления. До 7—8 лет синехии могут рецидивировать.

Школа. Три шага до девушки

Везет же!

В этот период девочкам приходится лучше, чем мальчикам. Им больше позволено в смысле выбора линии поведения.

7-летнюю девочку, которая лазает по деревьям и состязается в ловкости с мальчишками, мама и папа чаще всего вполне одобрительно и даже с оттенком гордости могут называть сорванцом. Да и окружающие, кто с улыбкой, кто с умилением глянут, как трогательно и от души маленький ангелочек лупит лаковой туфелькой по мячу, или пачкает кружевную розовую юбочку о забор.

А вот ее сверстник-мальчик, предпочитающий игру в куклы футболу, уж точно получит от кого-нибудь из окружающих нелестное, а то и оскорбительное прозвище «маменькиного сынка». Детские психиатры считают нормальной фазой развития период, когда девочка может выглядеть сорвиголовой. В то же время многие исследователи считают, что с женственностью мальчиков необходимо бороться во избежание развития у них гомосексуальных наклонностей или осложнений на сексуальной почве. Можно сказать, что девочкам везет: делай, что хочешь, все воспримется адекватно. Но это вне школы. А в школе все наоборот, хотя, опять-таки, совсем по-другому, чем у мальчиков.

Школа

В этот период – 2—6 класс – больше всего проблем с получением высоких оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. И трудности в получении высоких оценок у таких девочек-сорванцов во многом определяются несоответствием их поведения стереотипным представлениям о женственности, которых придерживается подавляющее большинство учителей.

Девочки-холерики (а их с каждым поколением становится все больше) слишком активные, самостоятельные, бойкие, вспыльчивые, беспокойные и непоседливые. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя, подчас с применением рукоприкладства, что отнюдь не радует окружающих. Да и высидеть в течение 45 минут на одном месте для такой девочки большая проблема. Естественно, подобные особенности поведения воспринимаются как не совсем девчачьи и редко вызывают понимание учителя, что находит отражение в школьных оценках ребенка. Но не все так плохо — такие непоседливые девочки имеют высокие показатели развития вербального интеллекта, то есть хорошо умеют манипулировать языковой информацией. Кроме того, у них достаточно высокая стрессоустойчивость и способность обучаться даже в очень сложных ситуациях.

И еще одно преимущество для девочек этого возраста: их стараются избавить от чрезмерных нагрузок. Хотя это чистая поблажка, передающаяся из поколения в поколение, ведь физическое развитие девочек в этот период опережает развитие их ровесников-мальчишек.

При этом, как отмечал немецкий ученый Гаупп, «хорошо воспитанных девочек мы встречаем чаще, чем хорошо воспитанных мальчиков. Примерность есть специфически женская добродетель». Больше шума создают мальчики. По мнению доктора медицины Д.Колесова, они меньше склонны придерживаться установленных рамок и переступают их, но не из сознательного стремления что-либо нарушить, из неуважения к старшим или установленным правилам, а из свойственной мальчикам склонности к активной деятельности.

Особенности

• Девочки ориентируются на того, с кем они общаются. Для них очень важна ниточка между ними и педагогом, его реакция. Они ловят взгляд учителя, анализируют его мимику и корректируют свой ответ. Педагог, ориентируясь на смотрящие на него глаза и забывая, что это в абсолютном большинстве глаза учениц, часто делает неправильный вывод о том, что новый материал усвоен и можно двигаться по теме дальше. А мальчики, между прочим, еще только начали разбираться.

• Девочки склонны чаще обращаться к старшим, чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. А это может ввести в заблуждение неопытных родителей, так как жалующаяся сторона невольно воспринимается как сторона потерпевшая, хотя частенько это далеко не так. Нравственный уровень мальчиков и девочек в целом одинаков, и в этом плане нет никаких оснований ставить один пол выше другого. Психологи советуют мамам и папам девочек, если им кажется, что девочки у них хорошие, а мальчики озорные, непослушные, не обольщаться: значит, вы просто не замечаете чего-то существенного.

Здоровье

В возрасте 8—12 лет (переход между ребенком и девушкой) в организме девочки начинают вырабатываться женские гормоны эстрогены, которые вызывают скачок в физическом развитии, появление вторичных половых признаков и, к 12—13 годам, появление первых месячных. Но обо всем по порядку.

Во-первых, в определенный момент происходит пиковый выброс гормонов, и тогда у девочки увеличивается количество выделений, в связи с чем она ощущает дискомфорт (ей это непривычно, ведь, как уже упоминалось, раньше «там» было суховато, а теперь вдруг мокро). Девочка бежит с вопросами к маме, а мама – к врачу. Волноваться здесь не о чем: белесоватые или прозрачные выделения, без запаха и зуда – это совершенно нормальное явление, имеющее свой цикл (от раза в 3 месяца до раза в полгода).

Во-вторых, одновременно с изменениями, связанными с ускоренным ростом, обычно с 10 лет у девочки начинается созревание и рост молочных желез (фаза телархе). Рост груди начинается с соска и околососкового кружка (ареолы), потом начинает расти железа в целом. Кстати, грудь у девушки растет долгое время, и окончательный ее размер устанавливается только после кормления ребенка грудью. Предпоследней стадии рост молочной железы достигает приблизительно к 16 годам, у некоторых девушек раньше, у некоторых позже.

В-третьих, одновременно с телархе, в 10—11 лет, у большинства девочек начинается оволосение лобка (пубархе), а чуть позже — подмышек. Впрочем, первые волоски на лобке могут появиться и раньше 10 лет. По тому, как происходит оволосение лобка у девочки, можно судить о соотношении женских и мужских половых гормонов (эстрогенов и андрогенов) в ее организме.

В-четвертых, начинается резкий «скачок» роста – до 10 см в год. Из-за того, что период полового созревания у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, в его начале девочки нередко обгоняют ровесников в росте и развитии. Мальчики и девочки «выравниваются», как правило, только к последним классам школы (при этом юноша 17—18 лет все еще растет, а девушка того же возраста уже давно остановилась в росте).

С резким скачком роста связана и знаменитая «нескладность» девочек этого возраста. В такой непропорциональности нет ничего страшного, и она никак не помешает девочке к концу периода полового созревания превратиться из гадкого утенка в прекрасную леди.

Причина в том, что разные кости девочки растут с разной скоростью, а не синхронно: быстрее всего вырастают кости кистей и стоп, кости лицевого черепа, а в последнюю очередь – туловище. Поэтому у девочки-подростка часто так непропорционально длинны руки и ноги, иногда вытянуто «лошадиное» лицо. Кроме того, рост мышц отстает от роста костей, из-за чего девочка кажется нескладной и угловатой. В свою очередь, развитие нервных окончаний и кровеносных сосудов не успевает за ростом мышц, и именно это вызывает плохую координацию движений, неловкость, неуклюжесть девочки-подростка.

В-пятых, именно в этом возрасте гормональный взрыв обуславливает психологически сложный «переходный возраст», и родителям очень важно установить тесный контакт со взрослеющей дочкой, откровенно с ней беседовать, а главное – понять, насколько тяжело жить девочке с такой неустойчивой ранимой психикой, повышенной эмоциональностью, мнительностью, раздражительностью в этом новом непривычном ей и не устраивающем ее теле.

Девушка

Взросление (с 12—13 лет)

Наступило время, когда подросшая девочка, сравнивая себя со взрослыми, приходит к заключению, что между нею и взрослыми никакой разницы нет. И она немедленно начинает чувствовать себя взрослой, решительно отвергает свою принадлежность к детям. Но…

• При этом у нее еще нет ощущения настоящей, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании ее взрослости окружающими.

В.Штерн описывает переходный возраст как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и называет его «серьезная игра». Девушка-подросток уже смотрит с некоторым пренебрежением на детские игры; с игрушкой, еще недавно очень любимой, она уже не хочет иметь дела. Все, за что она принимается, носит серьезный характер, и ее намерения также очень серьезны. Но…

При этом все, что она делает, еще не вполне серьезное дело, а только проба.

Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом, участие в каких-либо организациях. Такая серьезная игра особенно важна для развития девочки-подростка, так как в ней она учится «умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в ней бродят и в которых она должна разобраться».

Приоритеты

Что становится главным для подростка в школе? В это время учеба отступает на задний план, главным становится общение, которое состоит из самого сокровенного, сверхсрочного, неотложного. Родителям надо относиться к своей «общающейся» дочери с пониманием, не давить на нее, убеждая, что о дружбе на время надо забыть, главное – учеба. Ведь общаясь, их ребенок осваивает нормы поведения, морали, учится устанавливать отношения равенства и уважения друг к другу.

Ошибки

Главная ошибка родителей взрослеющей дочки в том, что они часто не могут перебороть в себе эгоистическое желание продолжать властвовать над своим дитем, забывают о том, что подросток – уже не ребенок, хотя еще не взрослый человек. Надо изо всех сил стараться говорить с дочерью-подростком на равных, не насмехаться над ее наивностью, избегать внутрисемейных конфликтов, которые накладываются на внутренние противоречия души и тела самой девочки. Искусство мам и пап в этот период воспитания девочки заключается в умении нейтрализовать напряженную обстановку, терпеливо и доходчиво объяснять происходящие с дочкой физические и психические изменения, помогать девочке справляться с возникающими косметическими недостатками.

Особенности

• Психологическая неустойчивость. Родители нередко жалуются на дурное влияние, которое оказывают на их детей другие дети. Но на самом деле трудно сказать, кто на кого больше влияет, ведь все подростки несколько психологически неустойчивы. Почему? Потому что у них нет жизненного опыта, зато повышена эмоциональная возбудимость, огромное значение имеют законы мальчишечьей и девчоночьей чести и справедливости, самолюбие и нежелание отставать от других, чтобы не подвергать себя насмешкам, не потерять уважения друзей.

• Проявление самостоятельности. Оно поднимается на качественно новый уровень: если раньше все сводилось к чисто предметной деятельности, конкретному решению трудовых, учебных и игровых задач, то теперь она начинает осознавать принятие решений, осознавать себя как личность. И главное в этом осознании – самостоятельность выбора поведения. Конечно, за девушкой-подростком должны сохраняться и практические задания, в процессе которых укрепляются деловые умения, навыки, воля, но упор все же надо сделать на воспитание ответственности, на нравственный выбор.

Здоровье

Менархе

Процесс превращения из девочки в девушку (пубертатный период) начинается с появлением первых месячных (менархе). У современных новоиспеченных девушек менархе начинается примерно с 11—12 лет (раньше с 13—15). И конечно, для неподготовленной девочки это стресс. Она может испытывать страх, бояться рассказать о происшедшем даже маме, просто впасть в панику. Поэтому маме обязательно надо рассказать дочери о будущих месячных еще до того, как они наступят. Мама должна заранее спокойно объяснить, что это нормальный этап женского созревания, а потом порадоваться за ставшую взрослой девушку и, конечно, научить ее пользоваться необходимыми средствами гигиены и тому, как следует вести себя во время месячных. Регулярный менструальный цикл устанавливается не сразу, а примерно в течение 1—1,5 года после менархе (но после появления первых месячных даже при неустановившемся цикле девушка может забеременеть, поэтому, если она ведет половую жизнь, предохранение уже необходимо!).

В норме длина установившегося цикла – от 21 до 35 дней (цикл считается с первого дня месячных включительно по первый день следующих месячных). Мама обязательно должна наблюдать за частотой смены прокладок и продолжительностью менструации (в норме первые месячные длятся 7—10 дней, потом 3—7 дней).

Следует помнить о том, что недавно установившийся менструальный цикл неустойчив, и его легко сбить: менструация может не начаться вовремя из-за смены климата, из-за стресса, переутомления и по ряду других причин. Такая задержка или, наоборот, несвоевременное начало менструации еще не говорит о каких-либо нарушениях репродуктивной функции.

Осторожно!>

• Если первые месячные длятся меньше 3 или дольше 10 дней, это уже ненормально, потому надо срочно обратиться к врачу. Кровотечение, «скорая», гемоглобин 50, больница – все это слишком большая плата за невнимательность и надежды на «авось».

• Поводом для обращения к врачу служит отсутствие месячных до 14—15 лет и дольше 2—3 месяцев после менархе. Абсолютно ошибочно мнение, что в нерегулярности или отсутствии менструаций нет ничего страшного, мол, выйдет замуж, и все наладится!

• При жалобах дочки (при отсутствии первых месячных) на боли внизу живота, как при месячных, дискомфорт, напряжение живота, также необходимо показаться гинекологу. Причина может быть в аномалии развития — зарастании отверстия в девственной плеве (тогда происходит выпячивание наружу натянутой в результате наполнения влагалища кровью плевы). Здесь важно не упустить момент, ведь застоявшаяся кровь может оттечь по трубам назад в яичники. Тогда потребуется операция.

• Месячные у девушек, не живущих половой жизнью, могут быть болезненными из-за девственной плевы, мешающей нормальному выходу крови (обычно после начала половой жизни эта болезненность проходит). Однако при сильных болях лучше все-таки показать девочку гинекологу, который сможет точно установить причину болезненных месячных: так могут себя проявить незрелость организма, гормональные проблемы, воспалительный инфекционный процесс и даже приступ аппендицита. Также болевые ощущения могут возникать не только в результате патологий, но и при очень крепкой гладкой мускулатуре внутренних органов (если девочка серьезно занимается спортом или спортивными танцами).

Особенности

* Подверженность стрессам. Специальные исследования врачей и социологов свидетельствуют, что острый и хронический стресс являются пусковыми моментами таких распространенных у девочек-подростков недомоганий, как болезненные месячные, маточные кровотечения, задержки месячных, вплоть до полного их отсутствия (аменореи).

* После скачка роста в препубертатном периоде происходит быстрая прибавка массы тела девочки за счет жировых отложений на бедрах, животе. Но у некоторых девочек появляются комплексы «Я – толстая!», и они начинают ограничивать себя в еде, а резкое уменьшение массы тела в этом возрасте может вызвать трудно исправимые обменно-эндокринные сдвиги, задержку развития и еще целый букет болезней. Интересно, что такие жировые накопления еще называют «щенячьим жиром»: по мере взросления они бесследно исчезают, заменяясь мышцами и соединительно-тканными прослойками.

* Наибольшее беспокойство у девочек в период полового развития вызывают проблемы с кожей. Чрезмерная активность функции сальных и потовых желез вызывает появление неприятно пахнущего пота. Волосы быстро становятся грязными, а на коже лица, спины и груди появляются угри и мелкие гнойнички. В этот период особое внимание следует уделять гигиене подмышечных впадин, стоп ног, половых органов, правильному питанию, соблюдению режима дня (сон — не менее 8 часов!). Благодаря этим несложным, но действенным мероприятиям легче преодолеть временное возрастное повышение уровня мужских половых гормонов в организме. Их преобладание заканчивается с установлением регулярных месячных.

* К 18 годам период полового созревания, как правило, заканчивается. В зависимости от индивидуальных особенностей девушек, некоторые в этом возрасте уже активно живут половой жизнью, а некоторые не проявляют к этому повышенного интереса. Но в любом случае, девушка 18 лет – уже не подросток, а взрослая девушка, отношение к которой со стороны родителей должно быть соответствующим.

МАРИЧКА СМЕРЕКА

Надо знать

Вульва и девственная плева – разные вещи! Вульва – наружные половые органы. Девственная плева – вход во влагалище, это не пленка, которая затягивает весь вход, это просто складочки слизистой вокруг входа, которые бывают в виде розочки, лунообразные и другие. Те девочки, у которых девственная плева имеет большое отверстие, очень подвержены воспалительным заболеваниям. Тампоны не нарушают девственной плевы, но все же не рекомендуется применять их без консультации врача.