Наказание страхом

Автор
Наказание страхом

Селиванова Дарья Александровна

Наказание страхом, как и любой другой вариант наказания, зачастую является способом добиться от ребенка послушания и скорейшего выполнения требований родителей. «Не облизывай грязные предметы, а то заведутся червячки», «не убегай далеко от мамы, а то мама от тебя уйдет», «не капризничай, а то тебя волк/бабай/милиционер заберет». Огромное количество «не... а то…» говорится ребенку с одной целью: добиться мгновенного послушания.

На первый взгляд все логично. Родители поясняют: «Я же учу его как надо, ведь это действительно опасно – облизывать грязные предметы. Можно подцепить заразу. Я не хочу, чтобы ребенок заболел, я забочусь о его здоровье». С этим никто не спорит. Понятно, что родители хотят своему ребенку лучшего, оберегают от опасностей. Но вот каким способом? Ответ очевидный: тем, который наиболее удобен и быстр для родителей. Ведь гораздо быстрее добиться от ребенка желаемого через страх, чем сесть, наглядно объяснить ребенку, что может случиться, если инфекция попадет в организм. Вместе с ним нарисовать комикс, как микробы воюют с клеточками желудка. Рассказать на языке малыша, какую пользу приносят мытые руки. Показать на белой тряпочке, какой грязной она может стать, если провести ей по полу. И сделать это все возможно не один раз, чтобы малыш это понял и запомнил. Согласитесь, гораздо быстрее напугать. Но потом родители сталкиваются с проблемами другого характера: малыш беспокойный, тревожный, плохо спит. Очень переживает, если случайно облизнул грязную вещь, и с ревом бросается к маме, думая, что теперь умрет. Трогает животик, чтобы проверить: нет ли там еще червячков?

И ведь страхом наказывают не только в ситуациях, когда малышу может действительно что-то угрожать. Думаю, многим знакома эта фраза: «Будешь себя плохо вести, тебя дядя милиционер заберет! Вон-вон, смотри, он уже идет и смотрит: кто себя плохо ведет?». А что же здесь на самом деле? Родители не хотят понять, почему их ребенок капризничает. Они не понимают его чувств, его обид или злости, не хотят видеть, что стоит за его: «Дай!» или «Не буду!». Родителям сейчас ребенок не удобен. И нужно срочно сделать его удобным. Как? Через страх.

Рассмотрим, что же происходит с психикой ребенка в такой момент? Мама с малышом гуляют. Тот увидел что-то интересное и побежал играть, забыв о маме. Тогда мама решается спрятаться за дерево и испугать малыша, чтобы больше он не убегал. Ребенок в какой-то момент понимает, что МАМЫ НЕТ! Взрослому бывает сложно понять чувства малыша, но проведем аналогию.

Представьте, что Вы оказались в одиночестве в чужом стране, где никто не понимает Вашего языка, и жесты тут совсем другие. И у Вас есть два проводника, которых зовут МА и ПА. И только от них зависит, попадете ли Вы домой, если вдруг потеряетесь, ведь Вы не знаете дороги и не сможете ее узнать. Будете ли Вы сыты или умрете с голода. Будете ли Вы в безопасности или останетесь беззащитными, перед нападающими местными бандитами.

И вот Вы с МА гуляете по изумительному, восточному базару. Все для Вас в новинку, все ужасно интересно. Вы чем-то увлеклись, а МА решает Вас проучить, так Вы не стояли все время рядом с ней и уходит. Что будет с Вами?

Есть научные данные о том, что уровень стресса малыша, который разбил коленку и плачет, выслушивая при этом наставления и критику со стороны мамы, равен стрессу взрослого человека, который находится в эпицентре землетрясения. Думаю в описанной выше ситуации он не меньше.

Итак, что мы имеем? На одной чаше весов лежит тихий и удобный маме ребенок, ведущий себя подобающим образом, но с гигантским уровнем стресса, на другой – усилия мамы для того, чтобы понять своего ребенка и придумать другой путь воспитания.

Пример из практики: папа хочет отвести сына, которого застукали за курением, в отделение больницы, где лежат больные раком легких, благо заведующий – папин друг, организует. Сильный страх от увиденного, по мнению папы, должен заставить мальчугана бросить курить раз и навсегда. Преимущества очевидны. А задумаемся, чем такой способ плох? Я думаю, что продуктивнее будет понять: « А почему мой ребенок стал курить? Если я сам курю, то чему я удивляюсь? Если у нас никто не курит, то может он пытается таким образом привлечь наше внимание»? Курение часто представляет собой психологическую защиту, направленную на снятие тревоги. Затем стоит вместе с ним почитать о том, к чему может привести курение.

Я думаю, что такой метод принесет свой эффект – ребенок может бросить курить, но что будет с его психикой.

Я не думаю, что любого человека посещение онко-больницы оставит равнодушным. А если это делается с целью напуга

ть, то эффект я, думаю, будет достигнут. Но какова цена? Есть и еще один момент, который нужно учитывать. Если все-таки подросток курить не бросит, то вполне ожидаемым может быть следующее развитие событий. Картина онко-больных оставит свой след, этот страх может уйти в бессознательное, как травмирующий. Но каждый раз, когда он будет курить, он будет бояться: «Ну вот, теперь я еще на шаг ближе к смерти. Еще немного, и я буду там». А организм имеет тенденцию выполнять команды бессознательного. Таким образом, риск заболеть онкологией повышается в несколько раз. Вопрос: готовы ли Вы к такому риску?

Я не сторонник сдувать с малышей пылинки и оберегать от всяческих переживаний. Но, по-моему, гораздо разумнее понимать последствия своих действий, и если уж пугать, то не для удобства, а для обучения. Как делают мамы, которые показывают наглядно горячий утюг, прикладывая ладонь малыша. В любом случае, понимание масштаба последствий такого страха для ребенка (а они могут проявлятся в неврозах, тиках, энурезе и пр.) дает возможность корректировать свои «любимые» инструменты воспитания.