Об особенностях развития речи ребенка от рождения до школы

Об особенностях развития речи ребенка от рождения до школы

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная речевая среда является не только условием, но и источником развития речи.

Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития. Новорожденный обращается к взрослым с помощью крика: только так он заявляет о своих потребностях, сигнализирует о боли и т.п. Уже к 1-1,5 мес у ребенка возникает потребность в эмоциональном общении: при виде лица мамы, малыш усмехается, сосредотачивается при звуках знакомого голоса, даже шепота. Спустя месяц начинается период агуканья, органы артикуляции готовятся к новому сложнейшему этапу – лепету. Полное отсутствие лепета к 7 мес и его быстрое затухание в течение 1-2 мес с момента возникновения – тревожный сигнал, который может свидетельствовать о нарушениях слуха, интеллекта, или органическом поражении мозговых центров, отвечающих за формирование речи.

По разным нормативным показателям в возрасте 1 года малыш говорит до 10 слов, причем он четко соотносит их с определенными предметами или явлениями, хорошо понимает названия знакомых предметов, явлений, использует определенные действия для забав и игр.

После года в течение 6-8 месяцев развитие речи происходит неравномерно: выразительные способности ребенка в этом возрасте остаются ограниченными, но потребность в общении постепенно растет. Примерно в этом возрасте в арсенале реьенка находится до 40 слов, в основном это существительные, которые означают названия знакомых малышу предметов обихода, игрушек, членов семьи, домашних животных, частей тела, продуктов, и глаголы, означающие простейшие действия. Уже с 1 года 8 месяцев в процессе развития речи происходят значительные изменения. Именно в это время завершается формирование фонематического слуха. Уже в 2 года словарный запас малыша составляет примерно 100 слов. Существенно меняется качественный состав этого словарного запаса, в речи появляются предложения, существенные изменения происходят и в понимании речи. Именно с этого времени начинается период активного формирования собственной речи ребенка. Лишение в это время ребенка полноценного нормального общения со взрослыми, а также сужение его речевого общения до однообразных бытовых ситуаций, замена человеческого общения телевизионными или компьютерными программами, приводит к возникновению недоразвития речи, которое в последствии сложно исправить.

К концу 3го года речь ребенка достаточно развернута, он общается со взрослыми, активно задает вопросы, отвечает на вопросы других людей, может рассказать простую знакомую сказку или стишок. Малыши этого возраста могут подмечать ошибки в речи других детей и даже взрослых. Попросите ребенка прослушать специально неправильно сказанное слово или предложение, оценить его и исправить ошибку – такие упражнения учат детей ориентироваться на все элементы речи: звук, слово, грамматическое оформление и т.п. Даже если ребенок неправильно выговаривает звуки. Что для такого возраста вполне нормально, именно в то время у него формируются правильные представления о языковых нормах, правилах употребления слов и их форм, правил построения предложений, закладываются основы грамматики. В 3 года ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи нет еще шипящих [Ш, Ж, Ч, Щ] и звуков [Л, Р, Л’, P’]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста.

Наряду с этим в данном возрасте уже можно заметить не правильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих звуков [С, С’, З, З’, Ц], заднеязычное произношение звука [Р]. Многим родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее начал произносить звук [Р], однако часто в этом возрасте еще недостаточно натренированы мышцы кончика языка.

В возрасте 4-5 лет развитие речи происходит очень стремительно, она постоянно отшлифовывается и усовершенствуется. Постепенно дети овладевают правильным звукопроизношением. В словаре детей появляются слова, которые означают собирательные и абстрактные понятия, ребенок в 4 года знает названия основных цветов, наиболее употребляемые собирательные понятия (овощи, фрукты, мебель, посуда и т.п.) К 5 годам ребенок хорошо знает и использует в собственной речи слова, обозначающие такие абстрактные понятия, как любовь, добро, лень, смелость и т.д. Ориентируются в антонимах и синонимах, им становятся доступны некоторые переносные значения. Именно в этот период развития ребенка возникают монологические формы речи. Ребенок может пересказать только что прослушанный рассказ, рассказать придуманную историю по картинке по заранее оговоренному плану. Внимание взрослых к этому моменту развития ребенка закладывает будущую успешность школьных пересказов, изложений и сочинений, готовит будущих ораторов и публичных деятелей.

Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к 5,-5,5 годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно. Это значит, что если Вашему малышу еще нет 5-ти, он вполне может не произносить звук [Р], заменяя его другим звуком или совсем пропуская его. Но если ему больше пяти лет и звук не появился – пора идти к логопеду.

Что можно и нужно делать дома? С самого маленького возраста занимайтесь с ним развитием речи с помощью игры. Развивать речь стоит начинать с самого младенчества. Можно играть так: когда малыш произносит какой-то звук, взрослый его подхватывает и повторяет за ним несколько раз, можно под музыку, на разный манер. После нескольких таких повторений малыш включится в игру и начнет сам повторять простые звуки и песенки за вами (вроде «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»). В дальнейшем можно усложнять задачу: ребенку уже можно будет предложить закончить строчку знакомого стихотворения: «Уронили мишку...» -«...на пол» и т. п. А позже можно будет играть в буриме веселой компанией

Для того, чтобы ребенок быстрее и эффективнее осваивал новые слова, не пытайтесь их заучить, как слова иностранного языка. Просто разговаривайте в естественной обстановке, следите за своей речью, используйте эпитеты, обороты речи, сравнения, аналогии. Читайте стихи, детские книги, обсуждайте прочитанное и происходящее. Превратите обычную прогулку в парк или лес в настоящее путешествие: придумайте вместе с малышом, на каком виде транспорта вы отправитесь в путь, что и кого возьмете с собой, как вернетесь домой и что оставите себе на память об этом дне. Будьте естественны и не молчите. Просто комментируйте то, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции.

Что касается укрощения звука [Р], то хочется сказать: не мучайте ребенка, не развивайте в нем комплексы – развивайте его речь! Можно петь с ребенком песенки («ра-ра-ра», «кря-кря-кря» и т. п.), играть в «машины»: «др-р-р-ррр!», рычать львами, но только в порядке игры. Настоящие упражнения лучше делать под руководством врача-логопеда в том случае, если ваш ребенок не начнет правильно выговаривать все звуки к 5-5,5 годам.

Что помогает развитию речи ребенка и что мешает этому:

Помогает:

1. У ребенка есть старшие братья и сестры, с которыми он живет вместе

2. Родители, взрослые, участвующие в жизни ребенка, много и правильно разговаривают с ним

3. Родители контролируют звукопроизношение и ненавязчиво поправляют малыша в случае неудач

4. Родители читают ребенку вслух, совместно обсуждают прочитанное

5. Ребенок имеет возможность играть со своими сверстниками

Мешает:

1. Члены семьи, особенно родители мало общаются с ребенком

2. Родители сюсюкают с малышом

3. Невропатические и нервные заболевания (как у детей, так и у родителей)

4. Недостаток двигательной активности

5. Недостаток положительных эмоций

В заключение хочется посоветовать: будьте внимательны к своим детям, общайтесь с ними, играйте, помогайте высказывать свои желания, выражать эмоции. Если вы столкнетесь с проблемами логопедического характера у малыша – ищите своего логопеда, человека небезразличного, профессионально грамотного, вызывающего доверие у вас и вашего ребенка.

Автор: Виктория Борук

преподаватель детского клуба «Скворечник»

логопед