Музыкальное образование школьников

Автор
Музыкальное образование школьников

«Музыкальное искусство больше всего способствует обретению совершенства человека»

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад Фараби(873–950), Трактат о музыке.

Школьный период – это то замечательное время, когда ваш ребенок узнает много нового и интересного об окружающем его мире. Это время новых знаний и навыков, время его активного интеллектуального развития.

Обычно школьники первую половину дня проводят в школе, а вторую в различных секциях, кружках или дома. Очень важно, чтобы ребенок после уроков не валялся лениво перед экраном телевизора или монитора,а занимался интересным для него делом (спортом, рисованием, музыкой, пением, вышиванием и т.д.).

Поэтому задача родителей, по возможности, многогранно развивать ребенка в детском возрасте и позволить «пробовать себя» в различных направлениях искусства, моделирования, спорта или прикладных науках. Все это поможет ему в его взрослой самостоятельной жизни, потому что он будет обладать целостными знаниями о мире.

Сегодня мы поговорим о приобщении детей к музыке…

Наши дети впервые сталкиваются с музыкой еще в раннем возрасте - в детском саду, дома, или на уроках раннего развития. Несомненно, дошкольный возраст чрезвычайно важен для знакомства с музыкой. Но так же важно продолжать музыкальное развитие ребенка и в школе - на уроках музыки, внеклассных занятиях в школьных, или музыкальных кружках.

Сегодня уже доказана зависимость между музыкальным образованием и развитием различных способностей, необходимых для успешного становления ребенка в жизни. Терпение, усидчивость, чувствительность, искренность, самодисциплина, координация, способность запоминать большие объемы информации и концентрировать внимание – все эти качества развивает музыкальное воспитание. И эти, несомненно «положительные и полезные» качества останутся навсегда с вашим ребенком, независимо от его дальнейшего выбора профессии.

Чем полезна музыка?

  • музыка повышает способность мозга к обработке речевой информации и улучшает способности к чтению;
  • музыка благотворно влияет на успеваемость;
  • музыка для детей с дислексией и аутизмом помогает в общении;
  • дети, играющие на музыкальных инструментах, показывают лучшие результаты по разным школьным тестам;
  • музыка развивает пространственное мышление, потому что музыкальная грамота пространственно организована;
  • музыка развивает математические способности, так как для понимания записи ритма требуются такие же математические навыки, как для понимания пропорции и дроби;
  • дети, занимающиеся музыкой, легко усваивают новый материал (особенно по языкам и математике), и более внимательны на уроках.

Звучит убедительно? Тогда рассмотрим, какие виды музыкальных инструментов предлагают музыкальные школы для детей.

Выбор широкий. Ваш школьник может выбрать игру на фортепиано, синтезаторе, аккордеоне, скрипке, виолончеле, гитаре, домре, балалайке, флейте, саксофоне, трубе, ударных инструментах и пр. Главное – желание и ваша поддержка!

Но идеально было бы не выбирать за ребенка музыкальный инструмент, а дать ребенку возможность опробовать разные инструменты, или же параллельно обучать его игре на разных инструментах, отличающихся способами звукоизвлечения (например, духовом, клавишном, смычковом). Необходимость то и дело переключаться с одной системы на другую - значительно ускоряет развитие музыкального мышления. Таким способом воспитывали многих известных музыкантов (например, И. С. Баха, Вольфганга Амадея Моцарта).

Фортепиано

Первым музыкальным инструментом для вашего ребенка может стать именно фортепиано. Потому что никакой другой инструмент не может сравниться с фортепиано широтой реализации музыкальных идей. Кроме того, он имеет еще и аналог в электрическом виде – синтезатор, который многие родители предпочитают «старинному» инструменту. Ну и главное - этот инструмент позволяет максимально интенсивно развивать интеллектуальные возможности ребенка!

Именно за этим инструментом у ученика развивается естественная красивая посадка за счет равномерного распределения нагрузки на правую и левую половину тела (в отличие от скрипки или гитары), что очень важно в период формирования позвоночника в детском возрасте.

В настоящее время детей начинают учить играть на фортепиано с 5 лет и даже раньше! Многие современные педагоги применяют новаторские идеи в игровом обучении детей раннего возраста, тем самым, стимулируя интерес к музыке.

В детских музыкальных школах (ДМШ) обучение обычно занимает 5 или 7 лет, в зависимости от программы. После ДМШ можно продолжить обучение в музыкальном училище или колледже, а затем в консерватории, ВУЗе и стать профессиональным пианистом.

Аккордеон

Обучение игре на аккордеоне можно начинать с 5 – 6 лет. Но очень важно, чтобы в классе, где будет заниматься ваш ребенок, вся мебель и музыкальные инструменты были подобраны согласно возрасту и имели небольшие размеры. Дело все в том, что в этом возрасте, рост

детей оказывается недостаточно высоким даже для самой маленькой модели аккордеона «Юность». Это создает дополнительные трудности при постановке и посадке инструмента у детей, что может повлиять на осанку ребенка и привести к сутулости.

В ДМЩ для занятий с детьми используют баяны: “Восток” 43 х 80, “Новинка” 43 х 41, или аккордеоны “Малыш” 23 х 14, “Weltmeister” 25 х 32.

Обычно к концу года дети осваивают около 15-20 пьес, песенок, попевок исполняемых двумя руками вместе.

Скрипка

Очень многие родители считают, что без особенного врожденного музыкального слуха "от природы" совершенно бесполезно учить ребенка играть на скрипке! Это очень распространенно заблуждение. На скрипке может научиться играть любой ребенок.

С какого же возраста можно начинать учебу? Профессионалы говорят, что игре на скрипке детям можно обучаться с того возраста, когда у них уже окрепла рука и пальцы, и они в состоянии охватить гриф той скрипки, на которой собираются играть. Объем руки важен для использования различных аппликатурных позиций, а крепкие пальчики понадобятся ребенку, чтобы прижимать струну к грифу.

Для обучения детей существуют специальные скрипки уменьшенных масштабов, например, для 3-леток используются инструменты 1/16, для детей 6-8 лет - 1/8, 1/4, 1/2, 3/4 размеры.

Как правило, дети готовы начать обучение игре на скрипке в возрасте 5-6-ти лет.

Так же как и при игре на аккордеоне, надо помнить, что положение корпуса при игре на скрипке не является естественным для человека. А это означает (особенно для растущего организма), что надо особое внимание уделять укреплению мышц, поддерживающих позвоночник.

Гитара

Так же, как и при игре на скрипке, при игре на гитаре очень важны крепкие пальцы и рука, чтобы ребенок был в состоянии охватить гриф той гитары, на которой собирается играть.

Для обучения игре на гитаре детей существуют специальные гитары уменьшенных масштабов: 1/2 и 3/4 . Как правило, большинство детей готовы начать обучение игре на гитаре в возрасте 6-7 лет.

Выделяют несколько видов гитар: акустическая гитара, электрогитара, полуакустическая гитара, бас-гитара и пр. Лучше всего начинать обучение ребенка с игры на акустической гитаре (с синтетическими струнами), потому что это основа, на базе которой в дальнейшем ребенок сможет играть на любой другой гитаре. Звучание акустической гитары развивает музыкальный слух и вкус ребенка.

Мы остановились лишь на некоторых, наиболее популярных музыкальных инструментах, которые выбирают современные дети. На самом деле выбор сегодня огромен. Предоставьте вашему ребенку шанс в развитии, пусть он выберет то, что ему по душе.

Станут ли наши дети, которые только осваивают игру на музыкальных инструментах, великими музыкантами, решающего значения не имеет. Главное, что они научатся отличать хорошую музыку от плохой и, как правило, хорошее от плохого в жизни. И, несомненно, музыкальные способности будут вызывать огромное уважение при социальных и деловых контактах во взрослом мире.

А если ваш ребенок обладает исключительным музыкальным талантом, то целый мир творческих и профессиональных возможностей может быть открыт для него в будущем.

Не поленитесь, зайдите на досуге в любую ближайшую музыкальную школу, на небольшой концерт и посмотрите, с какой гордостью дети выходят на сцену, как радуются аплодисментам, и вы увидите - они счастливы!