7 способов помочь своему ребенку возненавидеть школу
- Автор
- Дата публикации
Когда я сама была школьницей, я очень любила учиться и ходила в школу с удовольствием. И во многом благодаря моей мудрой маме, которая не мешала мне учиться.
Моему старшему брату повезло меньше. На нем родители «учились как надо и как не надо» помогать детям в образовательном процессе. Поэтому мне очень повезло, и на мне они в основном «отдыхали» и применяли лишь те приемы, которые оказались эффективными. Сейчас, регулярно проводя психологические консультации на тему «школьных» проблем, я стараюсь поделиться своим собственным опытом, а также теми профессиональными знаниями, которыми я теперь обладаю.
Итак, чем родители могут «помочь» своему ребенку, чтобы тот возненавидел школу:
Медвежья услуга №1. Самая первая и самая ранняя – будить по утрам.
Каждое утро превращается в битву. Бесконечные требования проснуться, позавтракать, собрать тетрадки и пр. делают каждое утро неприятным для многих детей и их родителей. Почему так происходит? Потому что в таких семьях ответственность за начало дня и за готовность к учебному процессу лежит на родителях. Они не готовы передать ее подрастающему отпрыску. Им страшно, что без их контроля он ничего не сделает и проспит/останется голодным/несобранным. Но вот парадокс: до тех пор, пока ответственность за это лежит на родителях, ребенок сам ничего делать не будет. А зачем ему прилагать лишние усилия, если все равно мама все сделает за него? Пусть поворчит, поругает, но соберет, накормит и разбудит.
Как исправить? Предупредить ребенка заранее, что теперь он сам будет, к примеру, просыпаться. И в назначенный день просто в этот процесс не вмешиваться. Никак не комментировать его неудачи, не ругать за замечания относительно опозданий. Ошибки и неудачи будут, это неизбежно. И они очень важны. Это его личный опыт. Только на своем личном опыте можно учиться. Если Вы сумеете воздержаться от критики по поводу его оплошностей, то, скорее всего, он сам сделает все нужные выводы. И самое главное, поймет, что это его обязанность – ходить в школу. И от его (именно его, а не маминых) действий зависит результат.
Медвежья услуга №2 - контролировать процесс выполнения уроков.
Сразу оговорюсь, что и в первом случае, и сейчас речь идет о том, что нужно обязательно показать ребенку, как все надо делать и постепенно передать ему право контролировать свои действия. Например, со мной делали уроки весь первый класс. Во втором мне постепенно позволили делать это самостоятельно. Да, мне помогали, когда было нужно, подправляли, но я точно знала: я сама должна их делать. Не потому, что мама будет проверять, а потому что в школе это задали и надо выполнить. Если же контроль за выполнением лежит на родителях, то ребенок может не делать уроки просто потому, что его заставляют. То есть из принципа.
Помните, как в два года ребенок все делал наоборот? Так у школьников может быть то же самое. Ведь это очень неприятно делать что-то, если ты это делаешь «для кого-то». Вряд ли Вы с энтузиазмом будете делать какую-то работу, если Вас заставляет ее делать шеф. Быть может и работа не такая уж противная, и делать ее не так тяжело, но вот не хочется, и все тут.
Как исправить? Так же как и в первом примере – передать контроль над уроками ребенку. И здесь тоже неизбежно временное падение успеваемости. Но чем раньше это сделаете, тем меньше будут последствия.
Медвежья услуга №3 - решать его конфликты с одноклассниками.
Знаю, что многие мамы переживают трудности своих детей хуже собственных. И в случае, если вдруг ребенка кто-то обидел, тут же «восстанавливают справедливость». С одной стороны, это действительно помощь. Ситуация решается и ребенку больше дискомфорта не причиняет. С другой стороны, это создает у ребенка ощущение, что сам он справиться не может. Плюс лишает его опыта решения конфликтов. А данный навык очень важен для жизни.
Как исправить? Дать ребенку возможность самому решать трудные ситуации. То есть Вы можете говорить с ним, обсуждать его чувства, подсказывать, как можно поступить, но не действовать самой. Если конфликт связан с физической агрессией, и Ваш ребенок явно слабее, то тогда можно вмешаться, но лучше всего это сделать так:
Для дочки лучше помощь мамы, для мальчика – папы, но это не так принципиально, ско
рее желательно. Так вот можно присутствовать при конфликтном общении Вашего ребенка, но самому не вступать в дискуссию. Своим присутствием Вы добавите ребенку уверенности и решимости, но при этом действия будут исходить от него, а не от Вас. Он будет учиться, пусть и при Вашей «тыловой» поддержке. Это правило справедливо для детей любого возраста, начиная с песочницы.
Медвежья услуга №4 - «Бежать вперед паровоза».
Достаточно распространена следующая проблема: ребенка ничего не интересует. Как только появляется слабый росточек интереса, скажем, к чтению, мама бросается на Петровку, находит все нужные книги, все сама покупает, привозит. Рвение мамы понятно – помочь своему ребенку. Но есть одно «но». Когда для тебя все делают другие, это становиться не интересно. Ребенок не вкладывает в это своих сил, своей энергии. Вспомните любой процесс, который Вам доставляет удовольствие. Кто-то, скажем, любит ходить по магазинам и покупать новую одежду. Так вот представьте разочарование такого человека, когда кто-то за него сходил, все выбрал, померил, подобрал и купил. Когда человек делает то, что ему интересно, он вкладывает в это энергию, силы, эмоции. И тогда этот процесс становиться все интереснее и интереснее, человек ощущает его «своим». А когда это делают за тебя, причем от раза к разу, то и интересу становиться все меньше и меньше.
Как исправить? Учиться сдерживать свои «порывы». Если ребенок чем-то заинтересовался, Вы можете создать все условия (финансовые, временные и пр.), чтобы его интерес поддержать. Но не более.
Медвежья услуга №5 - Перегружать кружками.
Достаточно часто школой досуг ребенка не ограничивается. К нему добавляются репетиторы, секции, дополнительные курсы. Я совершенно не против дополнительных загрузок. Но все хорошо в меру.
Когда у ребенка нет:
- Возможности побыть одному хотя бы 30 минут в день (если он хочет, конечно)
- Возможности отдохнуть между занятиями (отдых в машине по дороге не считается)
- Возможности ежедневно заниматься физической активностью (это могут быть как секции, так и просто беготня с друзьями), то:
- это значит, что ребенок испытывает перегрузки. А это в свою очередь значит, что материал, который в него так упорно стараются «впихнуть» на всех дополнительных кружках просто не усвоиться в том объеме, в котором нужен;
- это значит, что ребенок находиться в группе риска развития невротической симптоматики;
- это значит, что рано или поздно, но ребенок начнет испытывать неприятные эмоции по отношению ко всем этим занятиям. А, значит, вреда они станут приносить даже больше, чем пользы.
Как исправить? Трезво оценить, что ребенок посещает «по необходимости и интересу», А что «потому что это модно, престижно, и так загружены все «нормальные» дети».
Медвежья услуга №6 - Обсуждать своего ребенка при учителях или одноклассниках, критиковать или ругать его.
Есть такая особенность: нам часто очень важно выглядеть «достойно» в глазах других людей. И если ругают моего ребенка, то значит он меня «порочит», «я его плохо воспитала» и «он уж у меня получит». Мы стараемся не спорить с учителями, с чужими родителями из-за того, что нам просто неудобно, «а что они обо мне подумают».
Нам кажется, что это будет нашему ребенку уроком, пользой, позволит в дальнейшем не делать таких проступков. А то, что на самом деле при этом чувствует наш собственный ребенок, мы порой даже не видим.
Как исправить? Никогда при чужих людях не критиковать своего ребенка. Ребенок должен быть уверен, чтобы он не сделал, Вы на его стороне. Даже если он не прав, даже если виноват, Вы «за него». Дома, с глазу на глаз, Вы можете высказывать свои замечания, но не при других людях. Попробуйте представить, что Ваш муж будет Вас отчитывать на глазах у Ваших коллег по работе. Семья – это же неспроста 7 – я.
Медвежья услуга №7 - Смешивать отношение к ученику и к ребенку.
То есть ребенок получил хорошую оценку – он хороший сын (дочка), плохую – плохой. Так ребенок начинает себя оценивать и считать, что заслуживает Вашей любви, только если он хорошо что-то делает. Такие детки обычно очень тревожатся перед любыми ответственными событиями (будь то даже день рождение или выступление на концерте), ужасно не любят проигрывать и очень сильно боятся совершать ошибки.
Как исправить? Не ругать за плохие оценки. Вы можете выразить свое недовольство, если уж сильно расстроились. Но никогда не оценивать его, вынося ему или «5» или «3», как Вашему ребенку.
Что нужно, чтобы Ваша работа над ошибками удалась?
- Терпение, чтобы не сорваться на привычный стереотип действий
- Понимание, что привычный для Вас способ реагирования приносит не только пользу, но и вред
- Вера в возможности своего ребенка
- Умение признавать свои ошибки и желание учиться, учиться в школе «родительства»
Удачи и «хороших оценок»!
Селиванова Дарья Александровна