Раннее развитие. Методика Шиничи Сузуки

Автор
Раннее развитие. Методика Шиничи Сузуки

«Музыкальные способности – это не врожденный талант, а способность, которая может быть легко развита. Любой ребенок может развивать свои музыкальные способности так же легко, как он учится говорить на родном языке. Потенциал каждого ребенка не ограничен».

Шиничи Сузуки

Шиничи Сузуки был основателем новаторского движения в мире музыкального образования, известного как Сузуки метод (Suzuki Method, スズキ・メソード).

Шиничи Сузуки родился в городе Нагойя (Япония), в 1898, и был сыном крупнейшего производителя скрипок в Японии. Как ни странно, в своем детстве, он не получил настоящего классического музыкального образования и не учился музыке, как многие дети в музыкальных школах.

В возрасте 22 лет он отправился в Берлин учиться музыке у известного скрипача Карла Клингера. Именно в этот период, будущий педагог обращает внимание на особенности малышей легко и быстро воспринимать родной язык. Так же как немецкие дети легко изучают родной язык и начинают говорить по-немецки, так и японские дети легко начинают говорить по-японски, который является одним из самых сложных языков мира. Это же фантастика!

На основе своих наблюдений, Шиничи Сузуки делает вывод, что все дети изучают свой родной язык путем слушания, подражания и повторения и именно по этому принципу, дети также могли бы обучаться музыке! И так же, как ребенка учат чтению и письму только после того, как малыш начал хорошо говорить, так и к нотной грамоте следует приступать только после того, как ребенок, подражая услышанной игре сам, научится исполнять музыкальные произведения.

В своем методе, Сузуки ставит на первое место личность ребенка, а таланты и способности на второе. Он подчеркивает, что, воспитывая любовь к музыке, мы развиваем в первую очередь личность ребенка, а не его музыкальные способности.

"Преподавание музыки - это не главная моя цель. Я хочу, чтобы ребенок, который слышит прекрасную музыку с рождения, учился слушать самого себя, развивал чувствительность к прекрасному, выносливость и усидчивость, а так же развивал свое сердце».

Посвятив большое количество времени развитию специального, логического и последовательного музыкального репертуара, через некоторое время Сузуки открывает свою школу. Учение о методе Сузуки начало распространяться по Японии очень быстро, и через некоторое время были разработаны обучающие музыкальные материалы не только для скрипки, но и для флейты, контрабаса, гитары, арфы, фортепиано, органа и пр.

Основой методики является уникальный репертуар для каждого инструмента. Каждый репертуар состоит из продуманных музыкальных произведений (блоков), каждый из которых является основой для будущего обучения. Техника, музыкальность и стиль разработаны на основе изучения и повторения этих отдельных произведений (блоков). Поскольку каждый инструмент имеет свой собственный репертуар, который универсален во всем мире, дети, которые занимаются по методу Сузуки, могут играть любое произведение из репертуара вместе, в любом уголке мира, независимо от того, на каком языке они говорят. Причем, младшие дети учатся игре у старших, вдохновляемые их опытом и успехами.

В 1946 году Сузуки открывает ассоциацию - "Дошикай" - прообраз Института исследования талантов (Talent Education Research Institute). В 1949 году в его институте уже 35 отделений и 1500 учеников. А в 1955 году в Токио он организовывает грандиозный концерт, на котором 1200 маленьких скрипачей играют в унисон. Сегодня в мире более 8000 учителей работают по методике Сузуки и более 250 000 детей обучаются играть на различных музыкальных инструментах.

Как работает метод?

Все дети учатся говорить, слушая и подражая тому разговорному языку, который они слышат вокруг себя. В методе Сузуки работает тот же принцип – ребенок ежедневно слушает музыкальный репертуар по методу Сузуки. Чем чаще ребенок слушает записи, тем легче и быстрее он научится играть на музыкальном инструменте. Как это происходит? – интуитивно! Так же как ребенок подражает звукам и словам, которые он слышит от матери, так же он будет подражать в воспроизведении музыки.

Основными факторами успеха в обучении ребёнка музыке являются:

  • Слушание или прослушивание
  • Мотивация
  • Повторение
  • Последовательность
  • Память
  • Словарь
  • Участие родителей
  • Любовь родителей и их поддержка

Шиничи Сузуки рекомендует всем родителям сделать музыку составной частью окружающей среды ребенка с момента рождения (или даже раньше). Когда окружающая среда ребенка включает в себя хорошую музыку и звуки родного языка, ребенок будет развивать в себе параллельные способности говорить на родном языке и играть на музыкальном инструменте.

Дети учатся с огромным энтузиазмом, когда они чувствуют искреннюю поддержку родителей и любовь. Роль родителя заключается, прежде всего, в том, чтобы ходить с малышом на все музыкальные занятия, делать записи, заниматься с ребенком дома. По сути, мама или папа становятся домашними учителями и «идейными вдохновителями» своего юного музыканта. В обязанности всех родителей, которые решили заниматься с ребенком по методу Сузуки, входит обязательное посещение концертов, школ и других необходимых мероприятий с ребенком.

Полезные ссылки:

Международная ассоциация метода Сузуки (ISA)

Список событий, летних школ по методу Сузуки для Европы: